Иродиада
Иродиа́да (греч. ῾Ηρῳδιάς) (около 9–7 до н. э. – ?), внучка царя Ирода Великого, вторая жена тетрарха Ирода Антипы, которая, согласно Евангелиям, была причастна к казни Иоанна Крестителя. Иродиада была дочерью сына Ирода Великого Аристовула и Береники, дочери Саломеи, сестры Ирода Великого. По воле Ирода Великого вышла замуж за своего дядю, сына царя Ирода Великого от третьей жены, Мариамны II, также названного Иродом [Иосиф Флавий. Иудейские древности. 17. 1. 2 (14); 18. 5. 4 (136)]. У них родилась дочь по имени Саломея. Данная традиция, однако, оказывается в противоречии со свидетельствами евангелистов Матфея и Марка, которые сообщают о том, что Иродиада была женой Филиппа, брата Ирода Антипы (при этом он не назван тетрархом – Мк 6:17; Мф 14:3).
В научной литературе предложен ряд гипотез об имени первого мужа Иродиады. Некоторые учёные исходят из историчности сообщения Иосифа Флавия, а рассказы евангелистов считают ошибочными. На это обычно возражают, что евангелисты вряд ли могли спутать Ирода, о котором говорит Иосиф, с его сводным братом тетрархом Филиппом, назвав его супругом Иродиады (тогда как, согласно Иосифу, он был женат на её дочери Саломее), а также предположить, что Саломея была дочерью тетрарха Филиппа, который не имел детей (Иудейские древности. 18. 4. 6).
Сторонники другой гипотезы, считают, что первый муж Иродиады носил двойное имя Ирод Филипп, жил в Риме и не был тетрархом. Как Филипп он мог быть известен в Галилее, хотя его «официальным» именем было Ирод; когда же имя Ирод стало династическим, он стал именоваться Филиппом (Х. Хёнер и др.).
Наконец, третья гипотеза (Н. Коккинос) предлагает вариант гармонизации сообщений евангелистов и Иосифа Флавия, используя славянскую версию «Иудейских древностей», где первый муж Иродиады назван тетрархом Филиппом. В рамках этой гипотезы Ирод Антипа рассматривается уже как третий муж Иродиады: первого – Ирода, о котором говорит Иосиф, она оставила, а за Антипу должна была выйти уже довольно поздно, т. к. этот брак стал причиной войны Антипы с набатейским царём Аретой IV Филопатром, совпавшей по времени со смертью императора Тиберия (37 г. н. э.). Вторым мужем Иродиады должен был быть упомянутый в Евангелиях тетрарх Филипп. Только после смерти Филиппа (34 г.) Иродиада вышла замуж за Ирода Антипу в основном с целью сохранить прежнюю власть в тетрархии мужа. В этом случае казнь Иоанна Крестителя должна была произойти после смерти Филиппа, т. е. в 36 г. н. э.
Ирод Антипа к моменту знакомства с Иродиадой был женат на дочери Ареты. Антипа влюбился в Иродиаду, но она, будучи тогда женой его брата Ирода, который не имел династических претензий на наследование власти и жил в Риме, согласилась выйти замуж за Антипу только при условии, если Антипа прогонит свою первую супругу. Жена Антипы, узнав об этом, обратилась за помощью к отцу, который отправил войска против зятя, чтобы наказать его за оскорбление. На стороне Антипы сражались также подданные тетрарха Филиппа (сына Ирода Великого от Клеопатры). Брак Антипы и Иродиады всё-таки состоялся, хотя позже они развелись (Иудейские древности. 18. 5. 4 [136]). Согласно хронологии Иосифа Флавия, всё это произошло после смерти тетрарха Филиппа, который умер в двадцатый год правления императора Тиберия, т. е. приблизительно в 34 г. н. э.
Брак Антипы и Иродиады, согласно Иосифу, нарушал иудейские традиции, но, в чём именно, не уточняется: имеется в виду либо нарушение заповеди, запрещающей «открывать наготу» жён близких родственников (Лев 18:15–16 и 20:21), либо то, что Иродиада оставила первого мужа, т. е. была виновницей развода.
Последующая жизнь Иродиады оказалась связана с судьбой тетрарха Антипы. Когда после смерти Тиберия императором стал Гай Калигула, Иродиада уговорила Антипу ехать в Рим и добиваться царского титула, который незадолго до этого получил её до тех пор неудачливый брат Ирод I Агриппа [Иудейские древности. 18. 7. 1–2 (240–250)]. Успеха Антипа не достиг и по подозрению в заговоре был сослан Калигулой в Галлию или Испанию. Когда же Калигула узнал, что Иродиада является сестрой Агриппы, он вернул ей личные средства и, полагая, что она не захочет разделить участь мужа, сказал, что отныне её защитником будет брат. Однако Иродиада решила следовать за мужем в изгнание; дата её смерти неизвестна. В целом характеристики Иродиады как сильной женщины, имевшей влияние на мужа, у Иосифа Флавия и у евангелистов совпадают.
Евангелия содержат ещё один важный сюжет из жизни Иродиады, во многом определивший её образ в дальнейшей традиции, – участие в истории ареста и гибели Иоанна Крестителя. Согласно Евангелию от Луки, Иоанн был арестован за то, что обличал Антипу за брак с Иродиадой (Лк 3:19–20; ср.: Мк 6:17–18; у Матфея о браке прямо не говорится, но подразумеваются незаконные отношения – Мф 14:3–4). При этом Антипа не хотел убивать Иоанна, потому что считал его праведником (Мк 6:20; ср.: Мф 14:5). Однако на пиру по случаю дня рождения Антипы в присутствии знатных вельмож он пообещал, что исполнит любое желание станцевавшей для гостей дочери Иродиады (Мк 6:21–23; Мф 14:6–7). Её имя не называется, но в некоторых ранних рукописях говорится о том, что это была «его [Ирода] дочь, Иродиада». По наущению матери она попросила в качестве награды голову Иоанна Крестителя, что и было исполнено, хотя сам Антипа этого не хотел (Мк 6:24–28; Мф 14:8–11). Позже он взял вину за убийство на себя (Мк 6:16).
Историчность рассказа евангелистов о казни Иоанна Крестителя вызывает сомнения у историков, в частности, он противоречит свидетельству Иосифа Флавия о причине конфликта Иоанна с Иродом Антипой: это был не новый брак тетрарха, но огромный авторитет Крестителя в народе (Иудейские древности. 18. 5. 2). При этом Иосиф ничего не говорит о какой-то роли Иродиады в гибели Иоанна. Другой проблемой является имя дочери Иродиады. Согласно Флавию, её звали Саломеей, она стала женой тетрарха Филиппа, а после его смерти (34 г.) вышла замуж за своего двоюродного брата Аристобула (сына Ирода Халкидского) и родила ему 3 сыновей [Иудейские древности. 18. 5. 4 (136–137); факт второго брака подтверждается изображением Аристобула и Саломеи на монетах, которые обычно датируются 62 г.]. Родиться она могла приблизительно в 10 г. н. э., дата смерти неизвестна.
Рассказ евангелистов предполагает, что не названная по имени дочь Иродиады была на тот момент юной девушкой, зависимой в своём решении от матери, а не женой (или вдовой) тетрарха Филиппа. Если c этим согласиться, то у евангелистов (Мк 6:17 и Мф 14:3) вряд ли речь могла идти о прежнем муже Иродиады Филиппе, но скорее о её зяте (Иосиф утверждает, что он был женат на дочери Иродиады; о гипотезах об имени первого мужа Иродиады см. выше). Как обычно в таких случаях, исследователи предполагают либо наличие ошибки в рассказе Флавия, который спутал двух женщин с именем Саломея, либо объявляют дочь Иродиады в Евангелиях литературным, а не историческим персонажем, в том числе и потому, что описание события в Евангелии от Марка (Мк 6:17–29) значительно сокращено в Евангелии от Матфея (Мф 14:3–12) и практически опущено в Евангелии от Луки (ср.: Лк 3:19). Целью Флавия в таком случае могло быть противопоставление верного Закону Иоанна погрязшему в грехе правителю и, т. о., представление гибели Иоанна как типичной смерти ветхозаветных праведников, боровшихся с беззаконными властителями.
В христианской экзегезе имя Иродиады стало синонимом распущенности, она сравнивалась с другими известными из Священного Писания нечестивыми жёнами, например Иезавелью (которая, подобно Иродиаде, преследовала пророков).