Индонезия. Хозяйство. Общая характеристика хозяйства
О́бщая характери́стика хозя́йства Индоне́зии. Индонезия относится к индустриально-аграрным странам с развитым, преимущественно экспортоориентированным сектором обрабатывающей промышленности, мощной горнодобывающей промышленностью, динамично развивающейся сферой услуг (в том числе торговлей, транспортными, телекоммуникационными, банковско-финансовыми услугами); важную роль играет сельское хозяйство (производится сырьё для многих отраслей промышленности).
В 2020 г. в условиях общемирового экономического спада индонезийская экономика сократилась на 2 %: валовой внутренний продукт (ВВП) Индонезии в текущих ценах составляет 1094,2 млрд долл. США (15 434,2 трлн рупий). В 2019 г. – 1140 млрд долл. (15 832,5 трлн рупий; по данным Всемирного банка, 1119 млрд долл.). Доход на душу населения составляет 4062 долл. (57,3 млн рупий; 2020). В 2019 г. – 4248 долл. (59,3 млн рупий).
За последние 10 лет ВВП Индонезии вырос более чем в 1,4 раза [763,4 млрд долл. (6864,1 трлн рупий) в 2010; 835,5 млрд долл. (11 526,3 трлн рупий) в 2015; 1094,2 млрд долл. (15 434,2 трлн рупий) в 2020].
В географическом отношении основная часть ВВП страны создаётся на Яве (2020; 58,75 %; г. Джакарта – главный экономический центр) и Суматре (21,34 %).
ВВП Индонезии, рассчитанный по паритету покупательной способности (ППС), составляет 3302,1 млрд долл. (2020), на 0,9 % меньше, чем в 2019 г. – 3331,6 млрд долл. (7-е место в мире; после России; 3116,6 трлн долл. в 2018; 10-е место). Доход на душу населения по ППС Индонезии 12,1 тыс. долл. (2020; 106-е место в мире).
О динамичном развитии индонезийской экономики свидетельствует и рост государственного бюджета, расходная часть которого увеличилась за 15 лет более чем в 6 раз: с 266,2 трлн рупий (2005) до 1683,5 трлн рупий (2020). Реализация расходной части (2020) составляет 2739,1 трлн рупий (включая расходы непосредственно центрального правительства – 1975,2 трлн рупий и 763,9 трлн, направленные центральным правительством провинциальным администрациям на развитие районов, из них – 20,9 трлн в рамках программы «Специальная автономия» на поддержку провинций Ачех, Папуа, Западное Папуа и Особого округа Джокьякарта и 71,2 трлн на развитие деревень).
Финансирование государственных расходов происходит за счёт доходной части бюджета и займов. Доходы государства составляют 1699,9 трлн рупий (2020; из них 1404,5 трлн приходится на налоговые поступления, 294,1 трлн – на вненалоговые поступления и 1,3 трлн – на пожертвования). В налоговых поступлениях 670,4 трлн рупий приходятся на подоходные налоги физических и юридических лиц, 507,5 трлн – на налог на добавленную стоимость и налог с продаж предметов роскоши, 172,2 трлн – на акцизы, 13,4 трлн – на налог на землю и строения и 31,8 трлн – на импортные пошлины. Во вненалоговых поступлениях главную роль играют доходы от эксплуатации природных ресурсов: 79,1 трлн рупий – от нефти и газа, на которые в отдельные годы приходится около 80 % поступлений государства по этой статье; 65,0 трлн получено в виде доходов от активов государства в государственных предприятиях; 50,0 трлн – от деятельности государственных учреждений, предоставляющих услуги населению (в частности, в сфере здравоохранения, образования и др.).
С учётом реальных доходов и расходов правительства дефицит государственного бюджета составляет 1039,2 трлн рупий (6,7 % ВВП страны; 2020).
Индекс человеческого развития (ИЧР) равен 0,716 (Индонезия входит в группу стран с высоким ИЧР, разделяя 107-е место с Боливией и Филиппинами; 2019). В 2020 г. ИЧР Индонезии, по данным Центрального статистического агентства Индонезии, 0,719.
Рейтинг экономической свободы Индонезии в последние три года оценивается как «умеренно свободный» и составляет: 2021 г. – 66,9; 2020 г. – 67,2; 2019 г. – 65,8. Индекс благоприятности условий для ведения бизнеса, рассчитываемый Всемирным банком, равен для Индонезии, занимающей 72–73-е место в мировом рейтинге: 2020 г. – 69,6; 2019 г. – 68,0; 2018 г. – 66,5.
Прямые иностранные инвестиции – 28,7 млрд долл. (2020). Последние три года они находятся на уровне около 30 млрд долл. в год (2019 – 28,2 млрд долл.; 2018 – 29,3 млрд долл.). Основная доля инвестиций идёт в обрабатывающую промышленность: в 2020 г. – 13,2 млрд долл. [46 % всех инвестиций, из них наибольшая доля приходится на металлургию и металлообработку – 6,0 млрд долл., на химическую промышленность (включая фармацевтическую) – 1,7 млрд долл., на пищевую промышленность – 1,6 млрд долл.]. В электроэнергетику вложено 4,6 млрд долл., в транспорт и телекоммуникационный бизнес – 3,6 млрд долл., в девелоперский бизнес – 2,2 млрд долл., в горнодобывающую промышленность – 2,0 млрд долл., в сельское хозяйство – 1,3 млрд долл., на строительство, торговлю, ресторанно-гостиничный бизнес и другие сектора в общей сложности приходится 1,8 млрд долл.
В географическом отношении основная доля иностранных инвестиций приходится на Яву: в 2020 г. – 13,5 млрд долл. (в том числе 4,8 млрд долл. в провинции Западная Ява). На Суматре иностранные капиталовложения составляют 6,2 млрд долл. (в том числе 1,6 млрд долл. в провинции Архипелаг Риау, где на о. Батам создана специальная экономическая зона); на Сулавеси – 3,5 млрд долл. (в том числе 1,8 млрд долл. в провинции Центральный Сулавеси и 1,3 млрд долл. – Юго-Восточный Сулавеси, где за счёт китайских инвестиций построены крупные предприятия по производству ферроникеля и нержавеющей стали); на провинцию Северное Малуку приходится 2,4 млрд долл. (за счёт предприятия с участием китайского капитала на о. Оби), а на весь Восточный регион (входят провинции Малуку, Северное Малуку, Папуа и Западное Папуа) приходится 3,2 млрд долл.; на все провинции Калимантана – 1,6 млрд долл.; на регион Нуса (Бали, Восточная Нуса-Тенгара и Западная Нуса-Тенгара) – 0,7 млрд долл.
Бо́льшая часть всех инвестиций (около 85 %) поступает из стран Азии (млрд долл.): Сингапур – 9,8 (значительная часть инвестиций представляет собой деньги индонезийских китайцев, вложенные в сингапурские компании и реинвестированные в индонезийскую экономику); Китай – 8,8 [в том числе Гонконг (Сянган) – 3,5, Тайвань – 0,5]; Республика Корея – 1,8. Среди западных инвесторов выделяются Нидерланды – 1,4 млрд долл. и США – 750 млн долл.
В отличие от иностранных инвестиций, местные капиталовложения в национальную экономику растут (трлн рупий): 2018 г. – 328,6; 2019 г. – 386,5; 2020 г. – 413,5. Самые крупные инвестиции вложены (трлн рупий): в сектор связи и транспорта – 93,3; обрабатывающую промышленность – 82,8; строительство – 68,3; девелоперский сектор – 44,9; электроэнергетику и коммунальное хозяйство – 35,5; сельское хозяйство – 33,8; торговлю – 16,7; горнодобывающую промышленность – 13,8; отельный и ресторанный бизнес – 10,2 (2020). В секторе обрабатывающей промышленности самые крупные капиталовложения сделаны (трлн рупий) в пищевую промышленность – 27,9; химическую промышленность, включая фармацевтическую, – 22,5; металлургию и металлообработку – 8,9.
В географическом плане более половины всех национальных инвестиций – 214,5 трлн рупий приходится на Яву (в том числе 55,7 трлн рупий – на провинцию Восточная Ява); 111,6 трлн рупий – на 10 провинций Суматры (из них 34,1 трлн рупий – на провинцию Риау); 45,4 трлн рупий – на Калимантан (из них 25,9 трлн рупий – на провинцию Восточный Калимантан); 21,2 трлн рупий – на Сулавеси и 20,8 трлн рупий – на остальные части Индонезии.
Общий внешний долг Индонезии составляет 416,2 млрд долл. (206,3 млрд приходится на правительство и Центральный банк и 209,9 млрд – на частные структуры; май 2021). За год долг правительства вырос на 5,9 %, компаний – на 0,9 %. Реальный долг правительства больше, поскольку в долги частных компаний входят и долги государственных предприятий, по обязательствам которых должно выступать государство.
В общей сумме внешнего долга Индонезии значительная часть приходится на долги иностранным частным инвесторам, приобретающим государственные облигации. Долг различным международным финансовым институтам составляет 32,6 млрд долл. (из них 11,1 млрд приходится на Азиатский банк развития и 18,0 млрд – на Международный банк реконструкции и развития), отдельным государствам – 217 млрд долл. [из них более 74 % приходится на 4 основных кредитора: Сингапур – 67,7 млрд, США – 30,7 млрд, Япония – 27,2 млрд, Китай – 35,3 млрд, включая Гонконг (Сянган) – 13,8 млрд]. Отношение объёма внешнего долга Индонезии к годовому объёму ВВП составляет 38,0 %.
За десятилетний период существенно изменилась структура внешнего долга правительства в сторону значительного увеличения доли долговых ценных бумаг.
Общий долг правительства Индонезии в период правления президента Джоко Видодо (с 2014) вырос с 2600 трлн рупий в конце 2014 г. до 6418 трлн в мае 2021 г. (из них 838 трлн приходится на займы и 5580 трлн на гособлигации, в том числе 1126 трлн на гособлигации, выпущенные в иностранной валюте).
Золотовалютные резервы страны выросли с 111,9 млрд долл. в 2014 г. до 135,9 млрд долл. в декабре 2020 г.
Уровень инфляции составляет 1,9 % (2020; самый низкий за 2015–2020; 2019 – 2,7 %). Наиболее высокий уровень инфляции за 2015–2020 гг. зафиксирован в 2017 г. – 3,6 %.
В трёхсекторной модели экономики на первичный сектор (сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность) приходится 20,9 % ВВП (без учёта налогов; 2020; 25 % в 2010), в том числе на сельское хозяйство – 14,2 % (14,3 % в 2010): земледелие и животноводство – 10,6 % (11,3 % в 2010), лесное хозяйство – 0,7 % (0,9 % в 2010), рыболовство – 2,9 % (2,1 % в 2010); на вторичный сектор (обрабатывающая промышленность и строительство) – 33,0 % (2020; 32,0 % в 2010), в том числе на обрабатывающую промышленность – 20,6 % (22,6 % в 2010), в частности на пищевую – 8,0 %, химическую (включая фармацевтическую) – 2,6 %, производство транспортных средств – 1,4 %, текстильную и швейную (включая пошив одежды) – 1,3 %; на третичный сектор (сфера услуг) – 46,1 % (2020; 43 % в 2010), в том числе на торговлю – 13,4 % (13,8 % в 2010), транспорт и складские услуги – 4,6 % (3,7 % в 2010), информационные услуги и связь – 4,7 % (3,8 % в 2010), финансовые услуги и страхование – 4,7 % (3,6 % в 2010).
Государственные расходы на образование составляют 3 % ВВП страны (2020; 2,8 % в 2019; 20 % госбюджета; 491 трлн рупий в 2019; 549,5 трлн рупий в 2020). Около 30 % этой суммы расходуется напрямую центральным правительством, а две трети реализуется через трансферы регионам, руководство которых несёт местные расходы на образование.
Государственные расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 0,23 % ВВП (2018; 0,2 % в 2017).
Государственные расходы на оборону составляют 0,9 % ВВП (2020; 0,8 % в 2019; 117,9 трлн рупий в 2020; 115,4 трлн рупий в 2019).