Индикаторы религиозности
Индика́торы религио́зности, эмпирические показатели, используемые для измерений религиозности; доступные фиксации сведения, касающиеся количественных и качественных характеристик религиозности.
Установление индикаторов религиозности способствует адекватному описанию действительного состояния религиозной идентичности, выяснению динамики религиозных и светских мотивов в умонастроениях и поведении верующих, пониманию религиозной ситуации в обществе.
Форма выражения индикаторов религиозности применительно к каждой религии (и конфессиям в их составе) определяется конкретно – исходя из особенностей вероучения, требований религиозного культа, религиозных норм и образа жизни последователей какого-либо вероисповедания.
К общим («мягким») индикаторам религиозности относятся:
самооценка индивидом себя как верующего;
удостоверенная принадлежность верующего к какому-либо типу религиозного объединения;
подтверждённое участие в совершении религиозных действий.
Специфическими («жёсткими») индикаторами религиозности являются фиксируемые количественные показатели осуществления религиозных практик (коллективных и индивидуальных) – посещение богослужений, совершение предписанных вероучением религиозных обрядов, соблюдение постов, произнесение молитв, чтение священных текстов и т. п.
Дополнительными индикаторами религиозности могут быть свидетельства участия верующих во внекультовых действиях религиозных объединений (благотворительных, миссионерских, образовательных, хозяйственных и др.).
Частотность и уровневые шкалы индикаторов религиозности берутся за основу при построении типологии религиозности и классификации верующих.
К качественным индикаторам религиозности относятся знание верующими священных текстов и доктринального содержания исповедуемой религии, их объяснение смысла и цели жизни, круг интересов, иерархия ценностей, склонность к религиозной мотивации обыденного поведения, насыщенность лексики религиозной терминологией, отношение к неверующим и ряд других.