Иллюзионизм и реализм
Иллюзионизм и реализм. Сторонники иллюзионизма обычно сравнивают этот подход с двумя опциями в отношении феноменального сознания, о которых пишет К. Франкиш, – радикальным и консервативным реализмом в отношении феноменальных свойств (Frankish. 2016).
Первый вариант предполагает указание на принципиальную невозможность объяснить, почему есть феноменальное сознание и какова его природа в рамках существующей научной картины мира, поскольку феноменальность не поддаётся функциональному анализу, а наличие у состояний сознания соответствующих физических состояний – лишь случайное совпадение. Как следствие, эта опция предполагает существенные изменения в естественно-научном взгляде на мир в результате введения новых, особых свойств. Этой позиции придерживаются нейтральные монисты, мистики и дуалисты. Второй вариант предполагает попытку объяснения феноменального сознания в физических терминах, с использованием достижений когнитивных наук и без существенного пересмотра научной картины мира.
Оба варианта при этом признают реальность феноменального сознания, и одна из главных задач, которые стоят перед их сторонниками, – объяснение, почему есть феноменальный опыт и какова его природа. Однако первую группу теорий иллюзионисты считают слишком неэкономичной, поскольку остаётся неясным, как нам изучать феноменальное сознание и почему сомнительные интроспективные данные должны считаться достаточным основанием для радикального пересмотра научной картины мира. Вторая опция, по их мнению, может превратиться в иллюзионизм, поскольку слишком сложно – если вообще возможно, – не прибегая либо к радикальному реализму, либо к иллюзионизму, объяснить аномальность феноменальных свойств, которая, по мнению Франкиша, заключается в том, что эти свойства кажутся нам необъяснимыми в рамках устоявшегося научного мировоззрения (Frankish. 2016). Более того, из-за сильных физикалистских интуиций Франкиш полагает, что такая аномальность – это свидетельство наличия иллюзии. Поэтому для иллюзионизма главными задачами становятся не объяснение того, почему есть феноменальное сознание и какова его природа, а почему нам кажется, что есть феноменальное сознание.