Шабоно
Шабо́но [шапо́но, яно́; на языке яномама shabono, xapono (shapono), yano (yaji, najic)], общинное коммунальное жилище у индейцев яномама в виде сплошного кольцевого навеса в Венесуэле (на востоке и юге штата Амазонас) и Бразилии (штат Амазонас, левые притоки реки Риу-Негру). Этимология слова «шабоно» неясна.
Существует два основных типа шабоно: кольцевой односкатный – скатом наружу – навес, с одним или несколькими входами, образующий внутри площадь (Венесуэла, бассейны рек Окамо и Путако, в горах Серра-Парима, в верховьях рек Ориноко и Сиапа); навес похожего типа, но с кровлей на два ската, из которых наружный длиннее внутреннего (Венесуэла, среднее течение реки Матакуни, верховья Ориноко; Бразилия, в бассейнах рек Катримани и Демини).
Шабоно строится полностью из природных материалов [используется 52 вида растений: Xylopia sp. (Annonaceae) для стропил и балок, Socratea exorrhiza (Palmae) для стен и крыши, Geonoma baculifera (Palmae) для крыши, Heteropsis flexuosa (Araceae) для скрепления конструкций]. Диаметр шабоно составляет от 30 (в Серра-Парима) до 200 м, высота крыши до 7–8 м. Традиционно внешняя сторона – крыша спускалась до земли, образуя стену. В 21 в. чаще сначала возводится стена из решётчатой основы из деревянных жердей, обмазанной глинистой землей (высотой до 1,8 м), на которую опирается крыша. В шабоно имеются несколько низких узких входов, специально устроенных таким образом для защиты от потенциальных врагов (которыми могут быть другие общины яномама; в 21 в. конфликты случаются нечасто). Крышу шабоно поддерживают 5–6-метровые опорные столбы, скреплённые поперечными жердями. Между опорными столбами и внешней стеной проложены дополнительные усиливающие балки. Часто шабоно строится на небольшом возвышении, что обеспечивает сток воды во время дождя. Срок службы составляет 2–6 лет, после чего его необходимо ремонтировать или строить новое, ветхое жилище покидают. В случае смерти особо авторитетного лидера шабоно сжигают.
С наступлением темноты входы в шабоно закрываются, ночью никто не выходит из-за боязни встретить врагов или диких зверей. Поэтому в тёмное время суток естественную нужду разрешено справлять на внутренней площади жилища.
В шабоно проживают от несколько десятков до 300 человек (как правило, одна община). Каждое шабоно считается автономным экономическим и политическим образованием, жители которого предпочитают вступать в кросскузенные браки в своём сообществе, выбирая в качестве партнёра сына/дочь дяди по материнской линии или тёти по отцовской. Шабоно отстоят друг от друга на расстоянии 10–15 км. Соседствующие жилища, как правило, находятся в отношениях дружественного торгового и родственного обмена.
Каждая семья в шабоно имеет отдельный сектор, открытый или отделённый от соседних легкой деревянной перегородкой или висящими на поперечных жердях широкими банановыми листьями. Иногда для обеспечения защиты от солнца и дождя аналогичный заслон устраивают на балках, выходящих на деревенскую площадь. Стеллажи для хранения домашней утвари устроены вдоль внешней стены и над очагом (для дозревания зеленых бананов). Повседневные хозяйственные работы осуществляются в семейных отсеках, рядом с очагом. Гамаки развешаны между опорными столбами и внешней стеной. Полоса внутреннего, наиболее удаленного от центра шабоно диаметра считается женской.
Внутренняя площадь жилища расчищается от деревьев и травы, является центром обыденной (играют дети) и ритуальной жизни общины [встречают гостей, проводятся церемонии (йопо, реахо)].
Круг, образованный шабоно, традиционно становился предметом интереса исследователей. Н. Шаньон трактовал его как линию раздела между человеческой культурой и дикой природой, окружающей коммунальное жилище. Он отмечал, что социокультурный дуализм восприятия мира яномама базируется на понятиях yahi tä rimö – деревня, культура, и urihi tä rimö – лес, природа. Строительные материалы, доставленные из леса, где человека подстерегают различные опасности, благодаря приложенным людьми усилиям окультуриваются, изменяют свою сущность, превращаясь в человеческое жилище (Chagnon. 1997. P. 55). Пространство за пределами шабоно рассматривается жителями общины как потенциально опасная территория «других». А. А. Матусовский рассматривал традиционную прическу мужчин и женщин яномамо «под горшок» с выбритой макушкой как символ-оберег, имитирующий форму шабоно (Прошлое и настоящее ... 2011. С. 149–151). Шабоно часто фигурирует в мифологии яномама. К примеру, подчеркивается его размер: «…шаман решил убить большую птицу паухиль (Mitu tomentosa), которая была хозяйкой дня и ночи, и своими размерами она была с шабоно».
Миссионеры запрещали строительство таких жилищ, понимая их важную социокультурную роль в сохранении и поддержании общинных связей. В 21 в. со снижением военной активности яномама (правительства Венесуэлы и Бразилии стараются предотвращать такие конфликты с помощью лидеров) шабоно также строят в виде нескольких навесов, стоящих по кругу, между которыми имеются широкие проходы.
Традиция строительства шабоно уходит в прошлое. Однако прямоугольные хижины, используемые для проживания отдельных семей, в деревнях яномама часто располагаются по кругу, образуя внутреннюю площадь, имитируя форму шабоно.
У некоторых групп яномама помимо шабоно распространены другие типы жилища: круговая хижина с конической крышей (Бразилия, бассейн реки Парима); круговая хижина с конической крышей и отверстием-дымоходом вверху (Венесуэла, в верховьях Ориноко); прямоугольная хижина с двускатной крышей из пальмовых листьев, со стенами-плетёнками, обмазанными глинистой землёй, иногда имеющими скруглённые торцевые стороны (Венесуэла, бассейн Ориноко и Окамо), – данный тип жилища заимствован яномама у креольского населения; открытые навесы с двускатными пальмовыми крышами (Венесуэла, бассейн Ориноко и Окамо); навесы без передней стены и с односкатной крышей; хижины с двускатной крышей без передней стены.