«Hellblade: Senua's Sacrifice»
«Hellblade: Senua's Sacrifice», однопользовательская компьютерная игра в жанре action-adventure с видом от третьего лица в фэнтезийном сеттинге. Разработана и издана британской компанией Ninja Theory в 2017 г. В данной игре пользователю предлагается роль пиктской воительницы по имени Сенуа, которая отправляется в Хельхейм в поисках своего возлюбленного, убитого викингами-налётчиками. Положение Сенуа осложняется психическим расстройством, которое заставляет её испытывать слуховые и зрительные галлюцинации, а также вызывает дезориентацию.
Игровой процесс
Игровой процесс «Hellblade: Senua's Sacrifice» малоразнообразен: от начала и до конца игры в каждой новой локации основная задача игрока – добраться до следующей локации. Иногда дорогу ничто не преграждает, но чаще на пути главной героини возникают препятствия, которые можно разделить на две категории: пространственные головоломки и враги.
Наиболее простые головоломки требуют сориентироваться и найти дорогу в трёхмерном пространстве при наличии визуальных осложнений (огонь, задымление, темнота и т. д.). Более сложные пространственные головоломки заключаются в поиске т. н. рун: путь главной героини блокируется запертыми дверями или иными преградами, для их ликвидации необходимо обнаружить в окружающем мире совокупность объектов, которые с определённой точки зрения выстраиваются в форме той или иной руны. С нарративной точки зрения данная механика симулирует восприятие мира нейроотличным человеком, испытывающим топографическую дезориентацию в незнакомом пространстве.
Время от времени на пути Сенуа появляются враги – в этот момент дорога и вперёд, и назад блокируется, и главная героиня обязана победить всех противников, прежде чем игра позволит ей двинуться дальше. Противники появляются по одному или группами по 2–4. Их вооружение, запас здоровья и способности различаются (особенно у боссов), однако оптимальная тактика борьбы с ними остаётся примерно одной и той же на протяжении игры: у игрока есть возможность наносить удары мечом, уклоняться от вражеских атак, парировать удары противника и толкать врагов, чтобы не позволять им прикрываться щитами. Со временем способности противников усиливаются, однако персонаж под контролем игрока не получает никаких усовершенствований, за исключением приобретаемого по ходу сюжета легендарного меча. Если главная героиня гибнет в сражении, то игра возвращается к предыдущей контрольной точке – иных наказаний за ошибку в игре не предусмотрено, так что в случае поражения в бою игрок ничего не теряет.
Важной особенностью игрового процесса «Hellblade: Senua's Sacrifice» является отсутствие экстрадиегетического пользовательского интерфейса, т. е., в отличие от большинства игр, здесь нет показателей здоровья и других параметров персонажа, нет инвентаря и других побочных меню, отсутствуют карта и указатели цели и т. д. Вместо этого игрок получает информацию о состоянии персонажа и текущих задачах игры благодаря визуальным эффектам, а также от голосов, которые постоянно звучат в голове главной героини (предполагается, что Сенуа слышит и видит всё то же самое, что слышит и видит игрок). Подобный гейм-дизайнерский приём здесь, как и во многих подобных случаях, используется для лучшей идентификации игрока с главным героем истории.
Сюжет и мир игры
Главная героиня, Сенуа, принадлежит к одному из пиктских племён, проживающих на Оркнейских о-вах в конце 8 в. Сенуа с детства страдала психическим расстройством, унаследованным от матери. Из-за этого расстройства родственники и соплеменники считали Сенуа и её мать проклятыми и применяли к ним физическое и психологическое насилие. В конечном итоге мать Сенуа была убита, когда главной героине было пять лет, после чего отец не выпускал Сенуа из дома и иными способами ограничивал её общение с людьми. Тем не менее уже в подростковом возрасте Сенуа удалось подружиться с юношей по имени Диллион, который помог ей уйти от жестокого отца и стал её возлюбленным.
Несколько лет спустя на их остров совершили налёт викинги, которых в игре называют просто «северянами». Они истребили многих местных жителей, а к Диллиону применили казнь, известную как «кровавый орёл». Благодаря общению с беглым рабом северян – Друтом – Сенуа имела представление о религии и культуре захватчиков, а потому пришла к выводу, что её возлюбленный попал в Хельхейм. Сенуа решает отправиться туда же, чтобы уговорами или силой заставить повелительницу мёртвых Хель отпустить Диллиона обратно в мир живых. Все эти детали игрок узнаёт уже по ходу игры – непосредственное же действие начинается с прибытия главной героини в земли северян.
Страна, по которой путешествует Сенуа, представляет собой фантастическую версию Северной Европы: типичные для этого региона морские побережья, горы и леса здесь оказываются населены богами, великанами и антропоморфными чудовищами. Подача сюжета осуществляется через внутренние монологи главной героини, а также через её общение с «голосами в голове», которые выступают и как вызванные её расстройством звуковые галлюцинации, и как воспоминания о реальных разговорах с друзьями и родными. Следует подчеркнуть, что сеттинг «Hellblade: Senua's Sacrifice» лишь вдохновлён германо-скандинавской мифологией и не стремится соответствовать научному консенсусу касательно её элементов: так, например, одним из противников Сенуа выступает Вальравн, который в игре называется германо-скандинавским богом обмана, в то время как в действительности вальравны – это чудовищные птицы из датского фольклора позднего Нового времени, не имеющие никакого отношения к германо-скандинавской мифологии и религии. Внутри игры данные расхождения косвенно объясняются тем, что Сенуа знакома с германо-скандинавской мифологией в двойном пересказе, а потому видимый ею мир соответствует лишь её искажённым представлениям о мифологии северян.
История разработки
Игра была анонсирована в 2014 г. К работе над игрой были привлечены эксперты в области психических заболеваний и нейробиологи, а также благотворительные организации, оказывающие помощь нейроотличным людям. К разработке также была привлечена группа людей, ранее испытывавших слуховые и зрительные галлюцинации, чтобы оценить качество проработки и правдоподобие этого аспекта игры.
Для создания аутентичного эффекта слуховых галлюцинаций использовалась технология бинауральной записи звука. Для анимации главной героини использовалась технология захвата движения. Роль Сенуа исполнила М. Юргенс: она озвучила главную героиню, исполнила бо́льшую часть движений для motion capture, а также подарила ей свою внешность. Саундтрек для игры был написан Д. Гарсия и Э. Лаплагуа (музыкальные группы Combichrist, Panzer AG).
Признание
Игра «Hellblade: Senua's Sacrifice» получила положительные оценки от пользователей и видеоигровых СМИ (Hellblade: Senua's Sacrifice), а также удостоилась множества номинаций и наград: выше всего были оценены звуковой дизайн (Osborn. 2017) и актёрская игра М. Юргенс («Horizon Zero Dawn», «Zelda», «Mario»: top list of Game Award nominees. 2017). Многие критики отмечали в качестве большой заслуги тот факт, что «Hellblade: Senua's Sacrifice» стала одним из первых высокобюджетных видеоигровых проектов, где делается попытка правдоподобно репрезентировать опыт человека, страдающего психическим расстройством. Качество же этой репрезентации вызвало споры: не все критики посчитали её правдоподобной и пригодной для того, чтобы передать неврологически типичному человеку опыт нейроотличного (Lacina. 2017).
В 2019 г. анонсирован сиквел «Senua’s Saga: Hellblade II».