Гуанси-Чжуанский автономный район. Хозяйство
Хозя́йство Гуанси́-Чжуа́нского автоно́много райо́на. Гуанси-Чжуанский автономный район (ГЧАР; Гуанси) – экономически наиболее отсталый среди приморских регионов Китая (КНР), отрасли его специализации в основном связаны с сельским хозяйством (сахарный тростник, тропические фрукты), добычей полезных ископаемых и лесозаготовкой. Отставание в развитии промышленности связано с периферийным положением вдали от основных экономических центров страны, гористым рельефом, поздним началом хозяйственного освоения, относительно низкими уровнями урбанизации, жизни населения и качества трудовых ресурсов (по сравнению с другими регионами Китая). В то же время в ГЧАР расположено несколько важных промышленных, энергетических и туристских объектов.
Несмотря на периферийное положение в масштабах Китая, регион обладает некоторыми транспортно-географическими преимуществами в силу своего расположения рядом с границей, а также благодаря наличию портов на Южно-Китайском море.
В рамках государственной региональной политики внутри ГЧАР выделяются: экономическая зона Тонкинского залива (включает городские округа Наньнин, Бэйхай, Фанчэнган и Циньчжоу), экономический пояс реки Сицзян (Лючжоу, Гуйлинь, Учжоу, Гуйган, Юйлинь, Хэчжоу и Лайбинь), «старореволюционный район» (категория особо бедных районов, исторически оказывавших значительную поддержку КПК) вдоль рек Цзоцзян и Юцзян (Байсэ, Хэчи, Чунцзо, а также уезды Лунань и Машань).
В 2022 г. валовой региональный продукт (ВРП) составил 2,6 трлн юаней (391,3 млрд долл.), что сопоставимо с размером ВВП ЮАР. На Гуанси приходится 2,2 % всей китайской экономики (19-е место среди всех регионов страны в 2022). До пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) темпы прироста ВРП длительное время опережали среднекитайские (8,3 % в год против 7,3 % в 2011–2019), однако по душевым показателям регион по-прежнему остаётся одним из последних. ВРП на душу населения – 51,2 тыс. юаней (7,6 тыс. долл.; 2022), среднегодовой располагаемый доход – 28,0 тыс. юаней (4,2 тыс. долл.; 2022). При подсчёте по паритету покупательной способности размер ВРП составляет 651 млрд долл. (2022; методика МВФ), на душу населения – 12,9 тыс. долл. Общее число занятых в экономике – 25,6 млн человек.
Структура экономики характеризуется значительной долей ресурсных отраслей. При этом доля первичного сектора снижается с 1982 г. (как и во всём Китае). В 2012 г. третичный сектор опередил вторичный, и эта тенденция сохраняется; вклад первичного сектора в региональную экономику также снижается, но медленнее, и к началу 2020-х гг. в целом остаётся неизменным. В 2022 г. на первичный сектор пришлось 16,2 % ВРП, на вторичный – 33,1 %, на третичный – 50,7 %. Гуанси – один из трёх китайских регионов с наибольшей долей первичного сектора в структуре занятости (18 %).
Благодаря относительной низкой стоимости рабочей силы и налоговым льготам со стороны местного правительства, ГЧАР в 2022 г. удалось привлечь 1,4 млрд долл. прямых иностранных инвестиций (включая инвестиции из Гонконга), половина из них пришлась на экономику административного центра – Наньнин. Общая стоимость зарубежных подрядных услуг, оказанных предприятиями Гуанси в 2022 г., составила 358 млн долл.
Промышленность
Гуанси-Чжуанский автономный район относится к среднеиндустриализированным регионам (имеет значительную промышленную базу, но не входит в число национальных лидеров), душевой объём промышленного производства в 2 раза ниже среднекитайского. В структуре промышленного производства преобладают отрасли тяжёлой промышленности, в частности чёрная и цветная металлургия, машиностроение (в особенности автомобилестроение); большое значение имеет пищевая промышленность, в особенности сахарная. Помимо указанных отраслей, получили развитие электроэнергетика, машиностроение (сборка электронной аппаратуры), нефте- и углехимия, промышленность строительных материалов и деревообработка.
В небольшом количестве добываются энергетические ресурсы – каменный уголь (4 млн т в 2021; 23-е место среди регионов КНР) и природный газ (22 млн м3 в 2021). Месторождения каменного угля в основном расположены на севере центральной части и на юго-западе, природного газа – на западе и востоке.
Общая выработка электроэнергии составляет 203 млрд кВт∙ч, потребление – 223,8 млрд кВт∙ч (2021).
В структуре выработки около 50 % приходится на тепловую, 30 % – на гидроэнергетику, 10 % – на ветровую, 9 % – на атомную, 1 % – на прочие источники.
Крупнейшая гидроэлектрическая станция «Лунтань» (2007; мощность 6,4 ГВт), расположенная на реке Хуншуэйхэ, занимает 6-е место в КНР и 11-е в мире по мощности. В юго-западной части ГЧАР, на берегу Тонкинского залива, расположена АЭС «Фанчэнган». Её строительство начато в 2010 г., введены в эксплуатацию 3 из запланированных 6 реакторов суммарной мощностью 3 ГВт (первые два – в 2016, третий – в 2023). Стремительно растёт доля ветроэнергетики в энергобалансе – с 1 % в 2017 г. до 10 % в 2021 г. В 2023 г. суммарная мощность ветроэнергетических установок превысила 10 ГВт. Ведутся работы по строительству нескольких морских ветровых электростанций («Фанчэнган», «Циньчжоу»). Функционирует китайско-вьетнамская трансграничная линия электропередачи Дунсин – Монгкай напряжением 110 кВ.
Металлургия развивается преимущественно на собственных ресурсах: гористая часть Гуанси богата рудными полезными ископаемыми, включая редкоземельные металлы. ГЧАР находится на 2-м месте в Китае по подтверждённым запасам руд магния и сурьмы, на 4-м – по запасам бокситов и оловянной руды. Основные месторождения – Сялэй (магний), Пинго и Гуйси (бокситы), Дачан (олово и сурьма). На востоке и юге ГЧАР также добывается каолин.
Автономный район занимает 10-е место в Китае по выплавке чугуна и стали (30,2 млн и 89,4 млн т соответственно в 2021), основные компании – Guangxi Liuzhou Iron & Steel Group, Guangxi Guigang Iron & Steel Group, Guangxi Shenglong Metallurgy Co.
В значительных объёмах выплавляются также свинец, цинк, вольфрам, другие металлы и сплавы.
ГЧАР играет заметную роль в ряде подотраслей машиностроения: автомобилестроении (1,9 млн шт.; 7,2 % национального производства), производстве электротехники: сборка холодильников и стиральных машин (1,8 млн и 1,6 млн шт. соответственно; 2 % национального производства в 2021). Крупнейший индустриальный центр ГЧАР – Лючжоу, на который приходится ¼ всего промышленного производства Гуанси. В городе расположены предприятия металлообработки и автомобильные заводы, на которых собираются легковые автомобили марки Wuling (совместно с американской компании General Motors), грузовики Dongfeng и FAW, строительная техника Sinotruk и LiuGong. Активное развитие получили нефтехимические проекты на берегу Тонкинского залива, – в частности, в порту Циньчжоу ведётся строительство нефтеперерабатывающего комплекса.
Благодаря развитому лесному хозяйству налажено производство бумаги и картона – 5,6 млн т в год (2022), основные мощности целлюлозно-бумажной промышленности находятся в округе Циньчжоу.
Строительная отрасль ГЧАР находится на подъёме, в ней заняты 1,5 млн человек, на неё приходится 10 % всех налоговых поступлений. По темпам жилищного строительства ГЧАР занимает 6-е место в стране (2019). В 2021 г. было построено 86 млн м2 недвижимости, из них 51 млн м2 жилья. Несмотря на отставание в уровне экономического развития, Гуанси выделяется высотным строительством: по количеству зданий выше 150 м административный центр Наньнин находится на 9-м месте в Китае и на 12-м месте в мире (2022). В ГЧАР расположено 7 из 97 сверхвысоких (свыше 300 м) зданий в КНР, из них 6 – в Наньнине и 1 – в Лючжоу. По этому параметру Наньнин находится на одном уровне с Москвой и Гонконгом. Самое высокое здание ГЧАР – расположенный в Наньнине деловой центр Guangxi China Resources Tower (открыт в 2020; 86 этажей, высота 403 м). Небоскрёб – 18-й по высоте в КНР и 37-й в мире (2023).
В Гуанси также производится около 35 % национальной заготовки шёлка-сырца (около 20 тыс. т в год). В шёлкообрабатывающей отрасли работает более 100 предприятий, оснащённых 400 тыс. кокономотальными автоматами и 320 шёлкопрядильными станками (2017). Из-за нехватки современного оборудования на ГЧАР приходится лишь 5 % китайского производства шёлковой нити (18 млн м в 2020), основной производитель – компания Jialian Co.
Среди подотраслей пищевой промышленности выделяется производство тростникового сахара из местного сырья (7,0 млн т в 2021), что составляет около ½ всего производства сахара в Китае и около 4 % мирового (2021). Основные производители тростникового сахара в ГЧАР – компании Sugar Industry Co., Guangxi Fengtang Biochemical Co., и Guangxi Xianggui Sugar Industry Group Co.
Сельское хозяйство
Гуанси занимает 1-е место в Китае по валовому сбору сельскохозяйственного сырья (около 161 млн т в 2021) и заготовке древесины (47 млн м3 в 2021). В сельском и лесном хозяйстве занято 8,4 млн жителей (2021). Гуанси – один из крупных аграрных регионов Китая, на него приходится около 9 % валового национального сбора продукции сельского хозяйства (2021). В структуре производства сельскохозяйственной продукции на растениеводство приходится 56 %, животноводство – 25 %, лесозаготовки – 9 %, рыболовство и аквакультуру – 10 % (2021). В 2010-е гг. растениеводство развивалось быстрее остальных отраслей аграрного сектора. По выпуску сельскохозяйственной продукции ( % от общей стоимости) в автономном районе лидируют городские округа Наньнин (14,3 %) Гуйлинь (13,5 %) и Юйлинь (9,9 %).
Общая площадь сельскохозяйственных угодий 6,2 млн га.
Растениеводство
Около ½ массы сельскохозяйственной продукции составляет сахарный тростник (2021). Аграрный сектор ГЧАР заметен на глобальном уровне: на регион приходится (2021) ⅙ мирового годового сбора сахарного тростника (71,2 млн т), 40 % коконов тутового шелкопряда (430 тыс. т), 11 % цитрусовых (16,1 млн т), 3 % сбора бананов (3,1 млн т). Помимо бананов, регион специализируется на выращивании других тропических фруктов – в ГЧАР собирается около ⅓ всех китайских личи (640 тыс. т), лонганов (500 тыс. т) и около 30 % манго (950 тыс. т). Кроме того, культивируются архат, водяной орех (болотница), эмблика (амла), таро и другие экзотические фрукты и плоды.
Сельскохозяйственные площади под рисом (2 урожая в год) занимают 1,8 млн т, под овощами – 1,6 млн т, под фруктовыми садами – 1,4 млн т, сахарным тростником – 0,9 млн т, кукурузой – 0,6 млн т, масличными – 0,3 млн т, чайными плантациями – 100 тыс. га. Искусственное орошение используется на площади около 1,5 млн га.
Сбор зерновых составляет 13,9 млн т, в том числе риса – 10,3 млн (5 % китайского производства), кукурузы – 2,8 млн; масличных – 0,8 млн, сахарного тростника – 71,2 млн, овощей и грибов – 42,4 млн, садовых фруктов – 30,8 млн (2021). На территории городского округа Наньнин собирается бо́льшая часть урожая зерновых; Чунцзо – сахарного тростника; Гуйлинь – фруктов.
Животноводство
Животноводство представлено в основном мясным скотоводством: поголовье свиней составляет 21 млн голов, крупного рогатого скота – 3,6 млн, коз – 2,6 млн (2021). Общий выпуск продукции животноводства 4,5 млн т мяса (5 % национального объёма), в том числе свинины – 2,5 млн, мяса птицы – 1,7 млн, говядины – 140 тыс., баранины – 40 тыс. Сбор яиц – 271 тыс. т. Надои молока – 131 тыс. т (2021).
Гуанси – крупнейший в мире центр разведения тутового шелкопряда. Общая площадь под тутовыми садами составляет 200 тыс. га, в год выращивается 374 тыс. т коконов (сырьё для производства шёлковой нити) – ½ китайского показателя, или около 40 % мирового (2020). В 2011–2021 гг. объём производства вырос более чем в 2,5 раза, осуществлено техническое переоснащение, на территории ГЧАР функционирует более 900 пунктов приёма свежих коконов (2017). Шелкопряда разводят почти на всей территории автономного района: основные тутоводческие районы – Хэчи (свыше ⅓ всего производства), Байсэ, Наньнин и Лайбинь.
Лесное хозяйство
Гуанси – ведущий лесохозяйственный регион Китая. Общая площадь лесов – 14,9 млн га, уровень лесистости 62,6 % (2021). ГЧАР занимает 1-е место в стране (2021) как по объёму заготовки древесины (39 млн м3; около ⅓ общенациональных объёмов заготовки), так и по ежегодным лесопосадкам (90 тыс. га в год; ¾ всех искусственных лесов в Китае). Среди прочей продукции лесного хозяйства региона наиболее значимы (2020): бамбуковые палки (171 млн шт.), канифоль (750 тыс. т), масло камелии (350 тыс. т), бадьян (190 тыс. т), каштаны (110 тыс. т). Ведущие центры лесного хозяйства расположены на территории городских округов Наньнин, Байсэ и Учжоу.
Рыболовство и аквакультура
ГЧАР имеет выход к Южно-Китайскому морю и обладает богатыми пресноводными ресурсами (бассейн реки Сицзян). По обеспеченности водными ресурсами регион занимает 5-е место в Китае (154 млрд м3, или 3,1 тыс. м3 на душу населения). Благодаря этому Гуанси играет заметную роль в отрасли рыболовства и аквакультуры: в 2022 г. было получено около 3,6 млн т продукции (5,3 % национального показателя), из них 2,0 млн – морская рыба и 1,6 млн – пресноводная. Высоко развита аквакультура (марикультура): на неё приходится ¾ всей морской и 95 % всей пресноводной продукции. Выращивают и вылавливают рыбу, крабов, креветок и других ракообразных, морские водоросли, моллюсков. Значение душевого показателя составляет 70 кг на человека (7-е место в стране; 2021). По объёму производства лидируют приморские городские округа Циньчжоу и Бэйхай.
Сфера услуг
В сфере услуг заняты 10,4 млн жителей (2021). Общий объём продукции сферы услуг в ГЧАР составляет 1,3 трлн юаней (2021), в ней заняты 10,4 млн человек (41 % от регионального количества занятых).
Положение Гуанси в сфере услуг отражает относительно невысокий уровень экономического развития региона: 19-е место в Китае по объёму ВРП и 21-е по стоимости продукции сферы услуг; кроме того, ВРП на душу населения составляет 76 %, а стоимость продукции сферы услуг на душу населения – 63 % от средних значений по стране. Развиты туризм, торговля (общий объём в 2021 – 206,3 млрд юаней, 18-е место среди регионов Китае, 2,7 % от всех торговых площадей КНР), риэлторское дело; особое внимание уделяется онлайн-торговле (общий объём в 2021 – 102,4 млрд юаней, 19-е место среди регионов КНР, 20-е место по онлайн-продажам на душу населения) и телекоммуникациям (за исключением услуг связи, предоставляемых посредством оптоволоконных линий).
Туризм
ГЧАР стабильно входит в десятку регионов-лидеров КНР по размеру туристического потока и доходов от туризма. Доход от международного туризма в регионе составляет 3,5 млрд долл. (2019; 6-е место среди регионов Китая). В 2019 г. в Гуанси прибыли 2,9 млн иностранных граждан, из них больше всего жителей азиатских стран – соседнего Вьетнама (616 тыс. человек, однако большинство не туристы, а участники организованных краткосрочных коммерческих поездок в приграничных регионах), Малайзии (331 тыс. человек), Республики Корея (321 тыс. человек) и др. Гуанси также посещали туристы из США (146 тыс. человек), Великобритании (99 тыс. человек), России (26 тыс. человек) и др. Помимо них, регион посетили 3,4 млн жителей специальных административных районов (Гонконга, Макао), а также Тайваня.
Активно развиваются различные виды туризма, в частности природный. Наибольшую популярность среди туристов получил карстовый ландшафт вблизи Гуйлиня с центром в районе вокруг посёлка Яншо на реке Лицзян. Также популярен водопад Дэтянь в городском округе Чунцзо на границе с Вьетнамом, разделённый между двумя странами.
Пляжный отдых развит на побережье Южно-Китайского моря. Наиболее посещаемые туристами места – «серебряный пляж» в Бэйхае и о. Вэйчжоу.
Этнокультурный туризм распространён в отдалённых районах городских округов Чунцзо, Байсэ, Хэчжоу в местах проживания этнических меньшинств. 70 объектам нематериального культурного наследия народов ГЧАР присвоен общенациональный статус.
Наличие исторических достопримечательностей способствовало развитию культурно-познавательного туризма. В регионе расположены руины порта Хэпу, историческая часть Бэйхая, застава Дружбы на границе с Вьетнамом и др.
Уделяется внимание экологическому туризму: на территории ГЧАР организовано 78 заповедников общей площадью 1,3 млн га, из них 23 имеют государственный статус (2021).
Гастрономический туризм активно продвигается в Лючжоу благодаря популярности местной кисло-острой рисовой вермишели с арахисом, ростками бамбука и другими ингредиентами («улиточная лапша» – лосыфэнь). В Юйлине ежегодно организуется традиционный фестиваль собачьего мяса, вызывающий осуждение со стороны зоозащитников многих стран мира. Ими регулярно предпринимаются действия (в частности, выкуп или похищение собак), направленные против проведения подобного мероприятия.
Связь
Уровень охвата телефонной связью, а также почтовыми услугами ниже общенационального. Быстро развивается инфраструктура оптоволоконного интернета: 320 тыс. км в 2010 г., 1,4 млн км в 2018 г., 2,4 млн км в 2021 г. В Наньнине расположены дата-центры телекоммуникационных провайдеров. На территории ГЧАР 320 тыс. базовых станций сотовой связи, из них 180 тыс. предоставляют возможность скоростного интернет-соединения (4-е поколение и выше). Услуги стационарной и мобильной связи предоставляются государственными телекоммуникационными компаниями China Mobile, China Telecom и China Unicom.
Транспорт
Пересечённый рельеф и густая речная сеть исторически затрудняли формирование единой транспортной сети региона, однако начиная с 1990-х гг. транспорт динамично развивается. На территории Гуанси представлены все виды транспорта, при этом в горных частях много туннелей, часть которых имеет большую протяжённость, – Яньлай (6,3 км), Сыдин, Гуйбинь (5,6 км) и др.
Пассажирооборот транспорта составляет 82 млрд пассажиро-километров, в том числе автомобильного транспорта – 33 млрд, железнодорожного – 48 млрд (2019). Пассажиропоток 499 млн человек, в том числе автомобильного транспорта – 345 млн, железнодорожного – 117 млн, воздушного – 29 млн, водного – 8 млн (2019). Грузооборот транспорта 488 млрд тонно-километров, в том числе водного – 224 млрд, автомобильного – 187 млрд, железнодорожного – 77 млрд (2021). Объём перевозки грузов около 2,2 млрд т, в том числе автомобильным транспортом – 1,7 млрд, водным – 0,4 млрд, железнодорожным – 0,1 млрд (2021).
Автомобильный транспорт
Основной вид транспорта – автомобильный. Им перевозится свыше ⅔ всех пассажиров (2019) и ¾ всех грузов (2021). Автопарк насчитывает 8,9 млн автомобилей, из них 4,9 млн – личные легковые (2021). Уровень автомобилизации составляет 96 автомобилей на 1 тыс. жителей (2022; одно из последних мест в стране). Популярны мотоциклы (для личного пользования), их в Гуанси зарегистрировано 7,3 млн шт. (2021).
Протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием 153 тыс. км, плотность сети – 643 км/1000 км2 (2020). Развитие сети платных скоростных автодорог стартовало в начале 1990-х гг. Первая трасса, построенная в 1997 г., соединила Гуйлинь и Лючжоу. По состоянию на 2022 г. общая протяжённость таких трасс в пределах ГЧАР 8,3 тыс. км.
Основные транспортные коридоры проложены в направлении запад – восток (в сторону центральной части провинции Гуандун ведут автодороги G80 Куньмин – Гуанчжоу и G358 Чунцзо – Шиши) и север – юг (автодорога G75 Ланьчжоу – Хайкоу в ГЧАР проходит через Наньнин и вблизи портов южной части района). Важное значение имеет трасса G72 Наньнин – Цюаньчжоу, которая обслуживает основной туристический район вокруг Гуйлиня, а также позволяет выехать в направлении Шанхая и Пекина. Автодорога G7211 ведёт от Наньнина на юг до вьетнамской границы.
Железнодорожный транспорт
Исторически основная железная дорога в ГЧАР – это линия Чанша – Наньнин (построена в 1930–1940-е гг.), соединяющая Гуанси с центральной частью Китая. Другие важные транспортные коридоры: на запад, в сторону провинции Юньнань (линия Наньнин – Куньмин), на юго-восток и восток, в сторону провинции Гуандун (линии Наньнин – Юлинь – Чжаньцзян и Наньнин – Гуанчжоу соответственно). Протяжённость железных дорог составляет 5,2 тыс. км; уровень электрификации 74,6 %, доля двухпутных линий – 51,9 % (2021, оба показателя ниже среднего уровня по стране).
Скоростное железнодорожное сообщение (свыше 200 км/час) развивается в Гуанси с 2013 г., когда 1-я линия соединила Наньнин и Лючжоу. В дальнейшем она была продлена на юге до прибрежных портов, а на севере до Гуйлиня (и далее на север). В 2014 г. открыто скоростное сообщение от Наньнина до Гуанчжоу, в 2016 г. – до Куньмина, в 2023 г. – от Фанчэнгана до Дунсина. Длина скоростных железных дорог на территории ГЧАР составляет около 1,8 тыс. км (2021). Строится ряд новых скоростных линий, в том числе до границы с Вьетнамом: линии Наньнин – Пинсян (работы начаты в 2017, в 2022 открыт участок Наньнин – Чунцзо). Крупнейшие пересадочные узлы – Наньнин и Гуйлинь (находится на пересечении линий Наньнин – Чанша и Гуйян – Гуанчжоу).
Выделенный внутригородской транспорт
Метрополитен имеется только в Наньнине (заложен в 2011, пущен в 2016; 5 линий; протяжённость 128 км, 104 станции в 2022). С 2017 г. в Лючжоу строится монорельсовая система из 4 линий. Скоростные автобусные системы (Bus Rapid Transit – BRT) действуют в Наньнине (2 линии, 33 остановки) и Лючжоу (1 основная линия и 7 дополнительных, 46 остановок).
Водный транспорт
Прибрежное положение и развитая речная сеть (судоходная часть водной системы Чжуцзяна – 2-й по протяжённости в Китае после объединённой системы Янцзы и Великого Китайского канала) способствуют развитию водных перевозок.
Морские порты ГЧАР выступают в качестве перевалочного звена международного мультимодального транспортного коридора Чунцин – Сингапур. Грузооборот морских портов 558 млн т, из них крупнейшие Фанчэнган (167 млн т) и Циньчжоу (148 млн т; 2021).
Протяжённость внутренних водных путей около 5,9 тыс. км (2021; 7-е место в Китае). Грузооборот 196 млн т (2022), среди ведущих речных портов Гуйган (80 млн т) и Учжоу (73 млн т; 2021). Контейнерные перевозки невелики (8,3 млн контейнеров ДФЭ; 2021).
Авиационный транспорт
Функционируют 8 гражданских аэропортов. Крупнейший – Усюй в Наньнине (1962; 15,8 млн человек в 2019). Другие крупные воздушные гавани – Лянцзян в Гуйлине (1996; 8,6 млн человек), Фучэн в Бэйхае (1987; 2,7 млн человек) и Байлянь в Лючжоу (1994; 1,6 млн человек).
Малые аэропорты действуют в городах Байсэ (2007), Хэчи (2014), Учжоу (2019) и Юйлинь (2020).
Статус международного имеют аэропорты Наньнина и Гуйлиня. Поддерживается авиасообщение с Гонконгом, Макао, Тайванем, Японией, а также основными городами и приморскими курортами Республики Корея, Таиланда, Камбоджи, Вьетнама, Малайзии, Лаоса, Мьянмы.
Основной объём авиаперевозок осуществляется тремя большими китайскими авиакомпаниями (Air China, China Southern Airlines, China Eastern Airlines). Зарегистрированных в ГЧАР авиакомпаний две (2023) – GX Airlines («Авиалинии Тонкинского залива»; создана в 2015 с участием правительства ГЧАР и авиакомпании «Хайнаньские авиалинии»; хаб – аэропорт Наньнина, авиакомпания выполняет рейсы в 46 городов Китая) и полностью государственная Air Guilin («Гуйлиньские авиалинии»; создана в 2016 администрацией Гуйлиня в качестве городской авиакомпании для развития туризма; выполняет рейсы в 85 городов Китая). Помимо указанных авиаперевозчиков, в аэропортах ГЧАР присутствуют другие региональные китайские авиакомпании и лоукостеры.
Внешняя торговля
Приграничное и приморское положение обеспечивают Гуанси широкое вовлечение в международные торговые потоки и роль «внешнеторгового окна» для всей юго-западной части Китая. C середины 2000-х гг. Наньнин – постоянное место проведения крупной ежегодной ярмарки «Китай – АСЕАН».
Среди городских округов ГЧАР основная часть внешнеторговых операций приходится на приграничный Чунцзо (40,3 %), портовый Фанчэнган (17,1 %) и административный центр Наньнин (15,9 %).
Сальдо внешнеторгового баланса отрицательное. По состоянию на 2021 г. общий внешнеторговый товарооборот составляет 91,8 млрд долл., в том числе импорт товаров – 46,3 млрд, экспорт товаров – 45,5 млрд. В отличие от Китая в целом, Гуанси является нетто-импортёром: дефицит торгового баланса оценивается в 1,2 млрд долл.
Главные торговые партнёры – страны Азии (71 % внешнеторгового оборота, 2021), в первую очередь страны АСЕАН (47,7 %), из которых бо́льшая часть приходится на Вьетнам (33,1 %). Во 2-й половине 2010-х гг. на приграничные операции с Вьетнамом приходилось более ¼ всей внешней торговли ГЧАР, в дальнейшем доля страны постепенно снижалась (до 18,1 % в 2021). Особенностью приграничной торговли с Вьетнамом является абсолютное преобладание экспорта над импортом (примерно в 50 раз, по состоянию на 2021). Доля приграничной торговли в общем экспорте товаров и услуг составляет более ⅓ (2021), а в 2018 г. этот показатель составлял около 50 %.
Второй после Вьетнама партнёр ГЧАР среди стран АСЕАН – Таиланд (8,4 % в 2021).
На Гонконг приходится 12,1 % внешнеторгового баланса ГЧАР, на провинцию Тайвань – 3,8 %.
Доля стран из других частей света во внешнеторговом балансе ГЧАР заметно меньше: США – 4,2 %, Австралия – 3,6 % (2021). Страны Европы (включая Россию) обеспечивают лишь 3,7 % внешней торговли ГЧАР, главный европейский партнёр – Германия (0,5 % в 2021).
Главные статьи экспорта – нить, текстильные изделия и ткани (19,3 % по стоимости), одежда (15,6 %), изделия из пластика (9,4 %), автомобили (7,6 %), фарфор и керамика (6,1 %).
Основу импорта составляют компьютеры и комплектующие (30 % по стоимости), железная руда (28,7 %), продукция пищевой отрасли – соевые бобы (17,2 %), фрукты и орехи (8,3 %), уголь (6,5 %).