Наука граждан
Нау́ка гра́ждан (гражданская наука, научный краудсорсинг; англ. citizen science), организационная форма научных исследований с привлечением добровольцев-любителей (неспециалистов). «Наука граждан» и «научный краудсорсинг» часто используются как взаимозаменяемые понятия для обозначения участия широкой общественности в децентрализованных или распределённых исследовательских и образовательных проектах. Наука граждан имеет многовековую историю, которая прослеживается вплоть до диалогов Сократа с собравшимися на афинской агоре. Его методы диалога часто рассматриваются как ранняя форма вовлечения общественности в научный дискурс (Robbins. 2018).
Первым проектом науки граждан в современном понимании считается масштабный океанологический проект, выполненный британским учёным Уильямом Уивеллом (Cooper. 2016). В течение двух недель июня 1835 г. более 1 тыс. добровольцев по обе стороны Атлантического океана (девять стран и колоний) фиксировали параметры морских приливов. Число наблюдений достигло 1 млн, а основная проблема, которую необходимо было решить при обработке данных, состояла в синхронизации этих наблюдений на обоих берегах океана. За своё достижение У. Уивелл в 1837 г. был удостоен Большой медали Королевского общества Британии.
Наука граждан характеризуется, во-первых, открытым участием в исследовании широкого круга добровольцев, во-вторых, открытым доступом как к окончательным результатам проекта, так и к индивидуальному вкладу каждого участника на промежуточных этапах исследования. Например, такой доступ существует к массивам данных или алгоритмам решения задач (Franzoni. 2014).
Наиболее успешными направлениями современной науки граждан являются астрономия (поиск внеземных цивилизаций, обработка астрофотографий, такие распределённые астрономические проекты как Zooniverse и Galaxy Zoo), экология, науки о Земле, медицина, биология. В тени глобальных инициатив часто оказываются относительно небольшие проекты локального характера, важные для одной страны или одного города (Setting up Crowd Science Projects. 2016). Некоторые локальные проекты разрабатываются в образовательных целях специально для обучающихся различных возрастов (Захаров. 2021), например российский проект «Школьники – научные волонтёры».
Менеджеры проектов науки граждан, например, обеспечивают рекрутинг, мотивируют добровольцев и удерживают их от выхода из проектов. Добровольцы часто сами имеют альтруистическую мотивацию и бескорыстно помогают учёным совершать открытия. Однако проблема стимулирования участников остаётся (Motivations, Learning and Creativity in Online Citizen Science. 2016). Как один из вариантов мотивирующего управления получила распространение геймификация (англ. gamification) – вовлечение добровольцев через игровые компоненты задач проекта. К пионерам геймификации относятся проекты Foldit, Folding@home и Planet Hunters. Корректировка управленческих решений в таких проектах происходит на основе опросов, интервью и наблюдений за участниками.
В успешных проектах обеспечивается защита результатов как от невольных ошибок, так и заведомо недобросовестных данных. Заказчики и исполнители проектов формулируют показатели качества результатов и степени точности данных в массивах. Развитие получили организационные методы, направленные на создание горизонтальных связей «доброволец-доброволец» для повышения креативности коллектива, в то время как в обычных научных проектах доминируют связи «менеджер-доброволец».
Быстрое развитие проектов науки граждан связано с всё возрастающей ролью информационно-коммуникационных технологий. Элементы инфраструктуры «кибернауки» граждан – виртуальные лаборатории или платформы – позволяют специалистам-исследователям и добровольцам сотрудничать и обмениваться информацией (Liu. 2021). Примерами являются платформы Zooniverse и Berkeley Open Infrastructure for Network Computing (BOINC).
Принята классификация, согласно которой кибернаука граждан разделяется на три категории: добровольческие вычисления (англ. volunteer computing), добровольческое осмысливание (англ. volunteer thinking) и кооперативное зондирование (англ. participatory sensing) (Haklay. 2013). В проектах добровольческих вычислений участники лишь предоставляют свободные ресурсы своих компьютеров. Примером исследования из такой категории является осуществлявшийся в 1999–2020 гг. проект SETI@home («поиск внеземных цивилизаций на дому») на платформе BOINC. В проектах добровольческого осмысливания участники активно анализируют информацию. Кооперативное зондирование параметров окружающей среды состоит в сборе, обработке и передаче данных добровольцами (Zhang. 2014). На старте такого проекта участники скачивают на свои смартфоны приложение, которое позволит им собирать данные в автоматическом режиме. Для работы используются приёмные устройства и датчики, уже имеющиеся в обычном смартфоне. Массивы данных, поступающие от добровольцев, используются как отдельно, так и в сочетании с массивами, поставляемыми традиционными устройствами, например, сетью метеорологических станций (When Crowdsourcing Meets Mobile Sensing. 2015).
Получили известность международные организации, координирующие науку граждан. Среди них Association for Advancing Participatory Sciences, Citizen Science Global Partnership и The European Citizen Science Association.
Наука граждан помогает устранять барьеры между традиционной институциональной наукой и гражданским обществом.