Гонды
Го́нды (гонд; самоназвание – койтор, буквально – горцы), группа дравидийских народов в Центральной Индии. Включают: мариа и муриа (140 тыс. человек), бхаттра (185 тыс. человек), дорла (43 тыс. человек), койя (349 тыс. человек), дхакар и др. Живут в основном на территории между горами Виндхья на севере и рекой Годавари на юге (историческая область Гондвана: восток штата Махараштра, юго-восток штата Мадхья-Прадеш, запад штатов Чхаттисгарх и Одиша, север штата Андхра-Прадеш). Общая численность около 6 млн человек (2006, оценка). Около половины гондов говорят на языке гонди, остальные – на хинди, маратхи, урду, телугу, бенгальском языках. В основном индуисты, в сильной степени сохраняющие традиционные верования; есть незначительное число христиан.
С 14 в. на территории Гондваны упоминаются княжества (Гарха, Деогарх, Кхерла, Чанда), завоёванные в 18 в. маратхами, махараджами Нагпура и низамами Хайдарабада. К середине 19 в. бо́льшая часть территории гондов была подчинена англичанам. Гонды входят в общность адиваси. Традиционный образ жизни сохраняют в горных лесных районах (особенно мариа, муриа, бисонхорн-мариа в округе Бастар в Мадхья-Прадеш). Традиционные занятия – подсечно-огневое земледелие (первоначально – без обработки земли), охота и рыболовство с луком и стрелами, собирательство. Основная сельскохозяйственная культура – особый вид мелкого проса, из которого готовят похлёбку (педж) и лепёшки (чапати). Из цветов дерева махуа делают алкогольный напиток. Поселения лесных гондов включают 5–6 домов, населённых родственными семьями, обнесены изгородью, имеют общественные амбары, площадку и дом для собраний. У муриа существуют дома для неженатой молодёжи (гхотул), в которых проходят обряды инициации, обучаются ремёслам, приобщаются к истории племени и верованиям. Разрешены добрачные сексуальные отношения, в случае беременности девушка уходит в дом родителей с последующим обязательным замужеством. Члены гхотул подчиняются строгой дисциплине, управляются старшинами; доступ в гхотул замужним женщинам строго запрещён. Существуют отработки и выкуп за невесту, умыкание, кросскузенный, обменный брак, редко – многожёнство; допускаются разводы, повторные браки вдов, в том числе левиратные. В семье наследует младший сын. Объединения деревень (паргана) возглавляются паргана-манджхи. Гонды делятся на 12 экзогамных групп (сага), объединяющих тотемические роды (пари). Существует деление на высший слой, в прошлом – представителей правящих родов (радж-гонд), и простонародье (дхур-гонд); радж-гонды во многом приняли индусские кастовые обычаи. Низкое положение занимают эндогамные профессиональные группы, сходные с кастами (иногда выделяющиеся в отдельные этнические группы): кузнецы (агариа), плотники (солаха), предсказатели (оджха), жрецы и сказители (пардханы), музыканты (нагарчи), танцоры (койлабхутиа). Пардханы обслуживают семьи определённого рода, имеют право на часть наследства. Жилища каркасные, стены разрисованы геометрическими орнаментами и фигурами животных (этим занимаются женщины). Характерны плетёные конические шляпы-зонты, защищающие от дождя голову и спину, мужской танцевальный головной убор с рогами буйвола у бисохорн-мариа, татуировка у женщин. Сохраняются вера в богов и духов, магия, культы предков, верховного бога-творца Бхагван, жертвоприношение свиньи богу очага Нараян-Део (лару-кадж). Фольклор – исторические легенды, песни, сказки, исполняемые сказителями-пардханами, мифы о культурном герое Линго Пен. Есть специальные женские и мужские танцы.
На равнинах подвергаются ассимиляции хиндустанцами и маратхами, занимаются пашенным рисоводством. Многие современные гонды заняты лесными промыслами, работают по найму в городах (строительство, сфера обслуживания); развито отходничество на шахты и плантации (Джаркханд, Одиша, Ассам, Западная Бенгалия). Имеется интеллигенция; развивается политическое движение, в 1991 г. образована партия Гондвана Ганатантра Парти (Республиканская партия Гондваны), выступающая за образование штата Гондвана.