Гомофилия
Гомофили́я (от гомо... и греч. φιλέω – любить, буквально – любовь к одинаковости), склонность индивидов к объединению с индивидами, cхожими по психологическим и социальным качествам. Впервые термин «гомофилия» был использован П. Лазарсфельдом и Р. К. Мертоном в работе 1954 г. (Lazarsfeld. 1954. P. 23). Лазарсфельд и Мертон разделяли гомофилию по статусу (status homophily) и по набору ценностей (value homophily), допуская вероятность объединения индивидов со схожими характеристиками социального статуса в какую-либо социальную группу [семью (сожительство), рабочий коллектив]. Статусная гомофилия включает в себя как врождённые (раса, возраст), так и приобретённые характеристики (религия и образование). Ценностная гомофилия означает, что независимо от различий в статусных характеристиках существует определённый набор ценностей, который позволяет индивиду соотносить свой набор ценностей с набором, присущим индивидам, являющимся носителями схожих ценностей. Ценностная гомофилия формирует наши ориентации на будущее поведение. Поэтому ценностная гомофилия является производной от статусных позиций того или иного индивида.
Позднее М. Макферсон и коллеги отмечали, что явление гомофилии было выявлено более чем в 100 социологических и антропологических исследованиях сетевых сообществ. На основе анализа данных работ авторы попытались измерить ценность гомофилии. Для этого они выделили два типа гомофилии:
Гомофилия контрольной группы, или базовая гомофилия (Baseline homophily): потенциальный пул связей определяет случайный набор партнёров, что открывает возможности для членов группы, например, выбирать партнёра на стороне или одежду в разных магазинах и разных марок. Данные поведенческие паттерны широко распространены и ожидаемы.
Гомофилия инбридинга (Inbreeding homophily): узкие связи (внутри расы, класса и гендерной группы), диктующие предпочтения внутри социальной организации. Поведение в данном типе гомофилии более узконаправленно в рамках границ организации.
М. Макферсон и коллеги также выделяют предписанные и приобретённые характеристики гомофилии, привязывая их к выделенным Лазарсфельдом и Мертоном типам. Предлагаются следующие характеристики:
раса и этничность;
пол и гендер;
возраст;
религия;
образование, занятие и принадлежность к социальному классу;
сетевая позиция (положение в обществе и конкретных социальных группах);
поведенческая гомофилия;
установки, способности, убеждения и устремления.
Макферсон и коллеги подчёркивают, что «гомофилия характеризует сетевые системы, а гомогенность – личные сети. В гетерогенных обществах раса и этническая принадлежность порождают наиболее резкие различия в отношениях между индивидами. Пол, возраст, религия и образование также сильно влияют на подобные отношения [но в меньшей степени, нежели в случае с расой и этнической принадлежностью]. Род занятий, сетевая позиция, поведение и внутриличностные ценности также демонстрируют значительную гомофилию, но они, по-видимому, более специфичны для определённых типов сетей и/или являются производными основных фактов социально-демографической гомофилии [гомофилии контрольной группы]. Контрольные (базовые) паттерны формируют сети, оказывая сильное влияние на структуру возможностей для развития контактов как в больших группах населения, так и в небольших социальных группах. Инбридинговая гомофилия часто дополняет гомофилию [контрольной группы], так что индивиды социальных групп, оказывающихся в обществе в меньшинстве, имеют партнёров, которые гораздо более похожи на них, чем можно было бы предсказать, исходя из структуры возможностей» (McPherson. 2001. P. 429).
Среди причин гомофилии выделяют географические особенности местности (особенно это заметно на удалённых от центра территориях) и семейные связи (кровная связь значительно увеличивает частоту контактов между индивидами и, соответственно, укрепляет инбридинговую гомофилию, при этом крайним вариантом проявления гомофилии в случае семейных связей является гомогамия). Гомофилия контрольной группы может проявляться в структуре в высшей мере однородных организаций (школа, работа), изоморфных источниках (социальные роли на работе, в семье и неформальных сетях могут ассоциироваться с подобными ролями, выполняемыми людьми, занимающими эквивалентные позиции), наконец, познавательных процессах (хобби как источник «культурной» гомофилии).
Последствия гомофилии достаточно многообразны. Среди положительных последствий авторы выделяют распространение определённого типа социальных норм, порождающих терпимость, координацию и кооперацию в обществе, упрощение доступа к информации, диффузию инноваций и поведенческих привычек и т. п. Негативные последствия касаются ограничения доступа меньшинства к информации в социальной структуре, где преобладает большинство, усиление поляризаций мнений, самоизоляции и криминализации групп меньшинства, а также попадание индивидов групп меньшинства под влияние лидеров мнения, что в некоторых случаях приводит к неспособности меньшинства противостоять неправильным решениям лидера.
Гомогамные браки представляют собой наиболее яркое проявление гомофилии в социологии. Гомогамия – выбор партнёра по социальному сходству, т. е. по принципу коннубиума (выбор партнёра из предписанной брачной группы). Считается, что гомогамия является индикатором социальной закрытости или открытости групп и исследуется по трём индивидуальным характеристикам, которые могут играть важную роль при выборе партнёра: 1) раса/этничность, 2) религия, 3) социально-экономические ресурсы. Первая характеристика проявляется в частоте и вероятности межэтнических браков и интерпретируется как индикатор уровня интеграции и социальной связанности разных этнических групп. Вторая характеристика отражается в степени влияния разных религий на выбор индивидуального жизненного пути. Наконец, третья характеристика связана с открытостью системы социальной стратификации и воздействует на общий уровень социального неравенства. Чем больше мужчин с высоким уровнем образования и профессиональным статусом женятся на женщинах с теми же характеристиками, тем выше будет социально-экономическая гомогамия в обществе, и наоборот. То же самое касается и показателя неравенства: чем выше гомогамия в обществе, тем выше неравенство среди пар.
Гомофилия является важным фактором увеличения рождаемости. Как показали Т. Фент и соавторы, правительственные пронаталистские и семейные политические курсы имеют относительно невысокое влияние на коэффициент рождаемости в подобных популяциях.