Гительман Лев Иосифович
Гительма́н Лев Ио́сифович (12.8.1927, Иркутск – 11.9.2008, Санкт-Петербург), российский театровед, педагог, доктор искусствоведения (1979).
В 1952 г. окончил театроведческий факультет Ленинградского государственного театрального института имени А. Н. Островского (ныне Российский государственный институт сценических искусств, РГИСИ). Посещал также занятия актёрского курса Ю. М. Юрьева. В 1952–1959 гг. работал в Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) государственной театральной библиотеке (старший библиограф, научный сотрудник), в 1960 г. – в Ленинградском государственном музее театрального и музыкального искусства (старший научный сотрудник). Во 2-й половине 1950-х – 1-й половине 1960-х гг. занимался преимущественно историей отечественной сцены, прежде всего – Александринского театра.
С начала 1960-х гг. занимался исследованием французского театра конца 19 – начала 20 вв. В 1969 г. защитил кандидатскую диссертацию «Пьесы зарубежных авторов на сцене Свободного театра Андре Антуана (1887–1894)», в 1979 г. – докторскую «Русская классика на французской сцене».
В то же время Гительман отражал в прессе события современного театрального процесса, опубликовал более 100 статей о принципиальных явлениях отечественного и мирового драматического и музыкального театра, в частности о режиссуре Р. С. Агамирзяна, Ж.-Л. Барро, Ж. Вилара, И. П. Владимирова, Л. А. Додина, Ю. Мильтиниса, Г. А. Товстоногова, П. Н. Фоменко, Т. Н. Чхеидзе. Изучал русско-французские театральные связи, писал статьи о постановках произведений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, И. С. Тургенева в европейских театрах и о постановках французских пьес в России.
Начиная с 1970-х гг. был одной из наиболее авторитетных фигур в театрально-общественной жизни Ленинграда/Санкт-Петербурга: член художественного совета при Главном управлении культуры Исполкома Ленсовета, член бюро секции музыкальных театров при Ленинградском отделении ВТО (ныне Союз театральных деятелей РФ), член художественного совета Театра имени Ленсовета, председатель Художественной комиссии Дома учёных имени М. Горького, неоднократный член жюри международного театрального фестиваля «Балтийский дом», член жюри Российского национального театрального фестиваля «Золотая маска» (2000) и др. В 1998–2005 гг. профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
Исследовательские работы Гительмана в научных сборниках (98 статей, 1956–2006) впервые в отечественной науке о сценическом искусстве раскрыли многообразные принципиальные явления истории драматического, музыкального театра, театральной педагогики, театроведения. В его исследованиях и педагогической деятельности получила развитие ленинградская школа театроведения (школа А. А. Гвоздева). Детальное углублённое источниковедение сочеталось с подробным многоуровневым историческим и общекультурным контекстом, а сами театральные явления реконструированы и проанализированы с точки зрения методологии, художественного языка, смыслового объёма, проблематики театральной формы. Культурно-историческую и сравнительно-историческую школы литературоведения Гительман применил к исследованиям театральных систем (прежде всего французского театра). В модернистских и авангардистских концепциях обнаруживал специфическое отражение гуманистической проблематики культуры 20 в.
С 1960 г. преподаватель кафедры зарубежного искусства Ленинградского государственного театрального института имени А. Н. Островского, где в течение 48 лет преподавал историю зарубежного театра (от истоков до современности – для студентов всех специальностей), с 1971 г. доцент, с 1981 г. профессор, с 1990 г. заведующий кафедрой. Вёл на театроведческом факультете семинары по истории зарубежного театра и семинар «Введение в театроведение». Впервые разработал и провёл курс «История зарубежной режиссуры» для студентов-режиссёров, создал учебные программы по истории зарубежного театра, ставшие базовыми для отечественной театральной школы.
В 1970 г. организовал студенческое научное общество (СНО) по изучению актуальных проблем современного зарубежного театра, в котором студенты театроведческого факультета, а также студенты-филологи из других вузов осуществляли переводы новых зарубежных театральных исследований и пьес, обсуждали темы, выходившие за рамки учебной программы и господствовавшей идеологии. СНО существовало до середины 1980-х гг. и подготовило многих исследователей театра.
Среди фундаментальных трудов: монография «Русская классика на французской сцене» (1978); учебные пособия – «Из истории французской режиссуры» (1976), «Тенденции прогрессивной французской режиссуры 1960–1970-х годов» (1977), «Идейно-творческие поиски французской режиссуры XX века» (1988). Автор глав в учебниках «История западноевропейского театра» (1956–1987), «История зарубежного театра» (1981–1987), «От древнейших времён до наших дней: Синхронистическая таблица» (сравнительная хронология явлений истории и культуры, 1997), «История зарубежного театра» (2005), «История зарубежной литературы: Античность. Средневековье. Возрождение. XVII век» (2011). Автор статей в составленных им хрестоматиях «Искусство режиссуры за рубежом. Первая половина XX века» (2004), «Хрестоматия по истории зарубежного театра» (2007, 2015).
Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» (2008).
С 2013 г. в рамках фестиваля «Рождественский парад» (Санкт-Петербург) вручается премия «Лев» памяти Л. И. Гительмана.