Филиппины. Кинематограф
Кинемато́граф Филиппи́н. Первый кинопоказ состоялся в 1897 г. в Маниле. В том же году в столице появился первый кинотеатр. Истоки национального кинопроизводства восходят к 1910-м гг., когда были поставлены фильмы о судьбе борца против испанских колонизаторов Х. Рисаля: «Не прикасайся ко мне» и «Флибустьеры». С 1912 г., после прекращения филиппино-американской войны, в прокате преобладали американские фильмы. Первая национальная кинокомпания Malayan Movies создана в 1917 г. основоположником филиппинского кино Х. Непомусено (1893–1959; его первая игровая лента с тагальскими титрами – «Деревенская девушка», 1919). В 1926 г. вышла комедия «Три мошенника» того же режиссёра – один из характе́рных фильмов периода немого кино.
В 1930-х гг. появились звуковые фильмы: «Оборотень» Дж. Муссера (1932; на английском языке) и «Золотой кинжал» Непомусено (1933; на тагальском языке). Во 2-й половине 1930-х гг. в Маниле созданы кинокомпании: Sampaguita Pictures, Excelsior Pictures, LVN Pictures, Exotic Films (после Второй мировой войны под названием Movietec). В это время работали режиссёры Х. Манансала («Неприкасаемый», 1930; «Грозные грабители», 1932; «Катипунан», 1939) и К. Конча («Трудное богатство», 1939; «Мечта», 1940). Популярные актёры этого периода: Ч. Солис, Н. Бланка, Л. Гойена, Л. Валдес, Д. Расон, М. Монтенегро, М. дел Сол, А. Франсиско, Г. Фернандес, С. Сарагоса.
В годы японской оккупации (1941–1945) создано несколько тагальских фильмов (в том числе «Три Марии» Дж. де Леона, 1944). Во 2-й половине 1940-х гг. превалировала военная тематика: «Кровь родины» Ф. По, «Партизанка» О. Силоса (оба – 1946), «Батальон 13» Г. Фернандеса (1949, первый цветной фильм).
1950-е гг. – первое «золотое десятилетие» филиппинского кино: международное признание получили режиссёры М. Конде («Чингис-хан», 1950), Э. Ромеро («Неустроенная жизнь», 1952), Дж. де Леон («Питон в колокольне», 1952; «Не забывай меня», 1960), Г. Фернандес («Больше всего», 1956), Л. Авельяна («Баджао», 1957), Р. Эстелла («Отчаянный», 1956), С. Гальярдо («Негодяй», 1954; «45 калибр», 1957), М. Силос («Благословение земли»), М. С. Торрес («Кахапон ламанг», оба – 1959).
Вторым «золотым десятилетием» называют 1970-е – начало 1980-х гг., когда появились оригинальные по форме и стилистике фильмы Л. Броки («Даже ангелы плачут», 1971; «Чужие в раю», 1983), М. О’Хары («Три года без Бога», 1976), К. Тахимика («Ароматный кошмар», 1977, премия Международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1977), И. Бернала («Два гнезда, одна птица», 1977; «Не могу тебя забыть», 1982), М. Диас-Абайи («Насилие», 1980; «Мораль», 1982), М. де Леона («Неверный», 1981).
В 1970–1980-е гг. возникло движение в поддержку независимого кино, в рамках которого вышли ленты: «Золото, серебро, смерть» (1982) и «Ночь скорпиона» (1985) П. Галлаги, «Весёлая мистерия» А. де ла Круса (1984) и др.
Значительный вклад в кинематограф Филиппин внёс Р. Ред («Изучение неба», 1988; «Макапили», 1993, премия Международного кинофестиваля в Роттердаме, 1993; «Тени», 2000, премия Каннского кинофестиваля, 2000; «Небеса Манилы», 2009).
Среди других режиссёров: Л. Диас («Иисус – революционер», 2002; «Смерть в стране чар», 2007, премия Венецианского кинофестиваля, 2007; «Меланхолия», 2008; «Колыбельная скорбной тайне», 2016, премия Берлинского кинофестиваля, 2016), П. Вильялуна («Иллюзия», 2005), Д. Марасиган («На Северной кольцевой дороге», 2005; «Свободный выгул», 2016), А. Солито («Расцвет Максимо», 2005, премия Берлинского кинофестиваля, 2006), Дж. Торрес («Припев, как революция в песне», 2010; «Лукас – чужестранец», 2013), документалист Р. Мартин («Остров на краю земли», 2005; «Автоистория», 2007; «Спокойной ночи, Испания», 2011; «Последний фильм», 2013; игровой фильм «Как исчезнуть без следа», 2013).
В 2000-е гг. кино сохраняло высокие темпы производства (150–170 картин в год). Однако в связи с пандемией COVID-19 число фильмов резко сократилось (до 46 в 2020). Наиболее кассовыми в 2020 г. стали картины «О водке, пиве и сожалениях» (режиссёр И. Вильямор) и «Блок Z» (режиссёр М. Ред).
В 1981 г. основана Киноакадемия Филиппин. В столице действует Манильский киноцентр (1982) и ежегодно проводятся Манильский международный кинофестиваль (с 1982), Филиппинский фестиваль независимого кино Cinemalaya (с 2005).