Филиппины. Хозяйство. Общая характеристика хозяйства
О́бщая характери́стика хозя́йства Филиппи́н. Филиппины относятся к странам с развивающейся экономикой. Важнейшие факторы, обуславливавшие развитие филиппинской экономики в начале 21 в.: многочисленное молодое население; разнообразное географическое и отраслевое происхождение денежных переводов от рабочих-мигрантов [от 10 до 15 % валового внутреннего продукта (ВВП) ежегодно в 2012–2020, вплоть до начала пандемии, связанной с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)]; активно развивающийся сектор бизнес-аутсорсинга, а также низкие темпы инвестиций и устаревшая инфраструктура, бюрократия и коррупция по всей вертикали власти; концентрация капиталов в руках малочисленной элиты и, как результат, высокие уровни неравенства доходов и бедности, слабое развитие регионов, проблемная ситуация с безопасностью в мусульманских регионах в южной части страны, политика строгой банковской тайны и легализация игорного бизнеса, способствующая отмыванию денег.
Со 2-й половины 2010-х гг. Филиппины с экономической точки зрения сконцентрированы на развитии инфраструктуры для всех отраслей экономики через государственную программу «Build. Build. Build» и привлечение инвестиций (в том числе иностранных). С целью увеличения потока инвестиций из-за рубежа правительство ослабило ограничения для иностранного бизнеса и упростило правила его регистрации. На начало 2020-х гг. пришлась и наиболее тяжёлая фаза экономического кризиса, охватившего все страны мира на фоне пандемии, связанной с коронавирусной инфекцией (COVID-19).
По данным Всемирного банка, ВВП страны (в номинальном выражении) составляет 361,7 млрд долл. (2020; 376,8 млрд в 2019; 208,4 млрд в 2010), ВВП по паритету покупательной способности (ППС) – 920 млрд долл. (2020; 1000 млрд в 2019; 528,7 млрд в 2010). Филиппины занимают 27-е место в мире по ВВП по ППС (2020; 2019), 33-е по номинальному ВВП (2020; 34-е в 2019). ВВП Филиппин в расчёте на душу населения – около 3,2 тыс. долл. (2020; 3,4 тыс. в 2019; 2,2 тыс. в 2010); по ППС – 8,2 тыс. (2020; 9,1 тыс. в 2019; 5,6 тыс. в 2010). Основная часть ВВП страны создаётся в агломерации Манилы.
Темпы прироста ВВП колебались в 21 в. в пределах 4–7 %. Самый низкий показатель зафиксирован в 2009 г. под влиянием мирового экономического кризиса. После 2012 г. положительная динамика ВВП достаточно стабильна (на уровне 6–7 %). Однако экономический кризис 2020 г., обусловленный мерами, предпринятыми в борьбе с коронавирусной инфекцией (COVID-19), привёл к резкому падению уровня ВВП: в 2020 г. зафиксировано сокращение (−9,5 %) относительно 2019 г.
С начала 21 в. рост ВВП (за исключением 2020) происходит в основном за счёт расширения внутреннего потребления, удвоившегося в 2010-е гг. в абсолютном объёме. При этом доминирует личное потребление, за счёт государственных расходов формируется не более 10 % валового дохода, и эта тенденция прослеживается с 2001 г. Однако показатели государственного потребления в ВВП постепенно растут как по объёму, так и по доле в расходах. В абсолютном объёме росли и капитальные затраты, хотя их вклад в ВВП в конце 2010-х гг. увеличился незначительно по причине замедления притока зарубежных инвестиций.
По индексу человеческого развития Филиппины располагаются на 107-м месте среди 189 стран мира со значением показателя 0,718 (2019).
По конкурентоспособности экономики Филиппины находятся на 64-м месте среди 141 страны (2019; 56-е в 2018); среди стран АСЕАН – на 6-м (5-е в 2018). По рейтингу экономической свободы страна на 73-м месте среди 178 государств (2021; 70-м месте среди 176 государств в 2019) и относится к категории стран с умеренной экономической свободой. Условия для ведения бизнеса на Филиппинах до сих пор остаются затруднительными, в первую очередь из-за сильной бюрократизации всех государственных институтов, законодательства (чтобы открыть компанию, требуется пройти 13 различных процедур, затратив 33 дня и около 23 % от будущего дохода) и т. н. явления крони (наличие элитарных семей, приближенных к действующей власти и владеющих бо́льшей частью средств производства и капитала).
Иностранному капиталу не предоставлено право собственности на землю; во многих отраслях экономики зарубежные инвесторы могут претендовать только на миноритарный пакет акций в размере не более 40 %.
Согласно исследованию Всемирного банка, несмотря на существующие проблемы, по благоприятности ведения бизнеса Филиппины стоят на 95-м месте среди 190 стран мира (2020; 124-е место в 2019). Этому поспособствовали, в частности, упрощение процедур открытия бизнеса (благодаря отмене суммы обязательного стартового капитала для филиппинских предпринимателей) и получения разрешения на строительство (улучшение координации, стандартизация процесса получения свидетельства о заселении), улучшение защиты миноритарных инвесторов и др.
Филиппины тратят около 0,2 % своего ВВП на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (2015), что намного меньше уровня 3,5 %, рекомендованного ЮНЕСКО для развивающихся стран. Филиппинский частный сектор до 2013 г. вкладывал в НИОКР больше средств, чем государственный, однако затем ситуация изменилась. В 2009–2017 гг. ежегодно на образование правительством выделялось около 2,3–4,4 % от ВВП страны, в 2020 г. – 5,6 %. Примерно такой же объём финансовых вложений идёт и на систему здравоохранения – в среднем ежегодно 3–4 % от ВВП (2000–2019). При этом ещё меньше средств расходуется на сферу вооружений: в среднем ежегодно 1–2 % от ВВП страны за 1960–2021 гг. (наибольшие отчисления в размере 3,6–3,9 % от ВВП были характерны для середины 1970-х гг.).
Основными видами налогов на Филиппинах являются подоходный (зависит от уровня дохода), на наследство (6 %), донорский (6 % от общей стоимости подарков, сделанных в течение календарного года), на добавленную стоимость (12 %), процентный (на процентную ставку), акцизный и документарный гербовый сбор.
На обрабатывающие отрасли приходится 19,5 % ВВП (2017), на строительство – 7 %, на электроэнергетику, газо- и водоснабжение – 3,1 %, на добывающую промышленность – 0,9 %.
Консолидированный долг сектора государственного управления страны составляет 34,1 % ВВП (2019; 34,4 % в 2018). Из общей суммы долга 61,8 % приходится на внутренние займы, 38,2 % – на внешние. Внешний долг страны около 98,5 млрд долл., или 27,2 % ВВП (2020; около 79 млрд; 22,8 % в 2018).
Объём резервов (в том числе золотовалютных) достигает 110 млрд долл. (2020; 81,4 млрд в 2017).
Для иностранных инвестиций ограничения касаются максимального размера доли собственности, допустимой для конкретного вида деятельности. Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на Филиппины 6,8 млрд долл. (2020; 8,7 млрд в 2019; 9,9 млрд в 2018; 10,3 млрд в 2017). Общий накопленный объём ПИИ в стране 88 млрд долл. (2019; около 28 млрд в 2010). Основные инвесторы (2019; %): Сингапур (45,2), Китай (22,7), Республика Корея (10,6), Япония (5,1), Нидерланды (3,7), США (3,0). Приток капитала направлен в основном в такие отрасли, как информационные технологии и связь (56,2 %), коммунально-бытовое обслуживание (18,6 %), обрабатывающая промышленность (15,9 %), административные и вспомогательные услуги (4,3 %). В то время как объём ПИИ в Юго-Восточную Азию сократился на 31 % в 2020 г. по сравнению с 2019 г., в Филиппины за тот же период он вырос на 29 %.
Страна предлагает множество сравнительных преимуществ, включая англоговорящую рабочую силу, географическую близость и доступ к развивающимся рынкам.
С 2010 г. темпы инфляции относительно устойчивы и не превышают 6 %: 2,4 % в 2020 г. и 2019 г., 5,2 % в 2018; 0,7 % в 2015 г., 3,8 % в 2010 г.
В структуре ВВП, по данным Всемирного банка, на сферу услуг приходится 61,0 %, на промышленность и строительство – 28,9 %, на сельское хозяйство – 10,1 % (2021). В период 1960–2021 гг., в процессе модернизации экономики, наблюдалось снижение доли сельского хозяйства в ВВП (с 23,7 % до 10,1 %). Напротив, сфера услуг c конца 1970-х гг. находится в состоянии роста (с 33,9 % в 1977 до 61,0 % в 2021), в том числе и в части занятости населения (с 43,6 % в 1993 до 56,9 % в 2020).