Термины

Figura serpentinata

Figura serpentinata (итал. змеевидная фигура), концепция S-образной фигуры в художественной теории Позднего . Разработана в «Трактате о живописи», который приписал слова «…всегда необходимо делать фигуру пирамидальной, змеевидно изогнутой…» и далее самостоятельно развил эту идею: объяснил её преимущества («величайшая грация и лёгкость… заключается в том, что она кажется движущейся, – то, что художники называют неистовством [furia] фигуры»), уподобил её языку пламени («И для передачи этого движения нет более подходящей формы, как форма пламени огня…») и описал композиционные приёмы её создания ( «…фигура должна передавать форму буквы S в прямом или опрокинутом… виде») (Ломаццо Д. П. Трактат о живописи. Книга 1. Глава 1 // С. 291–292). Концепция figura serpentinata сложилась под влиянием пластики, в первую очередь скульптурной группы , отразив приёмы, использовавшиеся в итальянской скульптуре Позднего Возрождения («Победа» Микеланджело, около 1532–1534, ; «Похищение сабинянок» , 1582, Лоджия деи-Ланци; оба произведения – во Флоренции). Такой тип фигур встречался и в других видах изобразительного искусства того периода. Содержание термина было расширено и концептуально осмыслено в искусствознании 20 в., что сыграло важную роль в разработке различных концепций . Иногда понятие «figura serpentinata» применяется для описания скульптурных произведений других эпох.

Редакция искусства и архитектуры
  • Термины изобразительного искусства
  • Искусство и архитектура маньеризма
  • Маньеризм в Италии
  • Возрождение в Италии