Менескаль Роберту
Менеска́ль Робе́рту (Роберту Менескал, Роберту Баталья Менескал; португ. Roberto Batalha Menescal) (род. 25.10.1937, Витория, штат Эспириту-Санту), бразильский композитор, гитарист, аранжировщик, музыкальный продюсер. Корифей бразильской популярной музыки, писал преимущественно в жанре босса-новы.
Систематического музыкального образования не получил. Брал уроки игры на фортепиано (у своей тёти, Ирмы Менескаль) и гитаре (у Эдинью; настоящие имя и фамилия Эдсон Рейс де Франс), изучал теорию музыки (у Г. Пейши и М. Сантуса), самостоятельно освоил аккордеон. Начал карьеру в 1957 г. как аккомпаниатор певицы Силвии Теллис, гастролировал с ней по стране. В 1958 г. в Рио-де-Жанейро основал (совместно с К. Лирой) школу игры на гитаре, некоторое время занимался преподавательской работой.
В 1963 г. выпустил первый сольный LP-альбом «A bossa nova», в 1964 г. – второй, «A nova bossa nova». В тематическую программу вошли инструментальные обработки песен А. К. Жобина, К. Лиры, Э. Деодату, М. Валли, а также 8 песен самого Менескаля, в том числе «Você» («Ты»), «Nós e o mar» («Мы и море») и «Adriana». Сколько-нибудь заметного резонанса на родине эти обработки не получили.
Признание в США пришло после концерта бразильских музыкантов, посвящённого босса-нове, который состоялся в ноябре 1962 г. в нью-йоркском Карнеги-холле. В программу вошли 2 песни Менескаля на стихи его друга и постоянного соавтора Р. Босколи (1928–1994) – «O barquinho» («Лодочка», в авторском исполнении) и «Ah! se eu pudesse» («Ах, если бы я мог», в исполнении Аны Люсии), впоследствии ставшие всемирно известными хитами. Полная запись этого исторического концерта была выпущена в следующем году на LP под названием «Bossa nova in Carnegie Hall»; с тех пор альбом неоднократно переиздавался.
Международному признанию Менескаля способствовала Элис Режина. В 1968 г. в её ансамбле он выступил как аранжировщик и гитарист на престижном фестивале MIDEM в Каннах, затем (в том же качестве) с успехом гастролировал по европейским странам. Годом позже Элис записала 3 песни Менескаля на LP-альбоме «Элис и Тутс» («Elis & Toots», альтернативное название – «Aquarela do Brasil»; совместно с Тутсом Тилемансом) – «Você», «O barquinho», «A volta» («Возвращение»). Во всех трёх доминирует saudade – типичная для бразильской лирики образная сфера, воплощённая в популярной песне (Nascimento A. R. A. do. A saudade amorosa na canção brasileira: Um estudo exploratório (1927–1964) / A. R. A. do Nascimento, A. S. Martins // Psicologia Argumento. 2009. Vol. 27, № 57. P. 161–173); это «состояние души» аутентично передано исполнительницей.
В 1970 г. Менескаль стал художественным руководителем бразильского отделения крупной звукозаписывающей корпорации PolyGram. На этом посту продюсировал LP- и CD-альбомы Каэтану Велозу, Галь Косты, Жилберту Жила, Лейлы Пиньейру, Марии Бетании и др., при этом собственные аудиозаписи не выпускал. В 1986 г. принял решение оставить административную работу и вернулся к творческой деятельности. В конце 1980-х гг. основал небольшую звукозаписывающую компанию с лейблом Albatroz, на котором, помимо своих, продюсировал альбомы бразильских музыкантов Данилу Каимми, Освальду Монтенегру и др.
Как гитарист и аранжировщик Менескаль часто исполнял джазированные обработки пьес А. К. Жобина («Insensatez», «Garota de Ipanema», «Corcovado», «Wave»), М. Валли («Samba de verão»), К. Лиры («Minha namorada», «Influência do jazz»), Э. Деодату, Э. Лобу и др. Свои несложные гитарные импровизации иногда дублировал голосом в унисон или октаву. В 1985–1989 гг. активно сотрудничал с Нарой Леан, с середины 1990-х гг. часто выступал и записывался в ансамбле с певицей Вандой Са. В 2005 г. выступил в роли ведущего (совместно с К. Лирой) в двухчасовом документальном фильме «Coisa mais linda» (режиссёр П. Тиагу; название обыгрывает стихи В. ди Морайса из босса-новы «Девушка из Ипанемы» Жобина и одноимённой босса-новы Лиры), посвящённом истории жанра. В 2012 г. гастролировал в России как гитарист в составе инструментального ансамбля М. Валли.
В дискографии Менескаля преобладают альбомы, сделанные совместно с известными бразильскими музыкантами, изредка встречаются сольные. Среди альбомов: «Bossa session» (с Силвией Теллис и Лусиу Алвисом, 1964; 1-я запись хита Менескаля «Телефон»), «Surfboard» (1966), «Um cantinho, um violão» (с Нарой Леан; 1985), «Roberto Menescal» (1991), «Eu e a música» (с Вандой Са, 1995), «Bossa evergreen» (2000), «Brasilidade» (с ансамблем Bossacucanova; 2001), «Eu e Cris» (с Крис Деланно; 2003), «Swingueira» (с Вандой Са, 2005), «Os bossa nova» (с Карлосом Лирой; 2008), «A galeria do Menescal» (с вокальным ансамблем BeBossa, 2011; программа составлена исключительно из композиций Менескаля).
Премия «Латинская Грэмми» в почётной номинации «За достижения всей жизни» (2013).