Насименту Милтон
Насиме́нту Ми́лтон (Милтон Насименто; Milton Nascimento) (род. 26.10.1942, Рио-де-Жанейро), бразильский композитор и певец. Один из ведущих представителей бразильской популярной музыки.
Родился в бедной афробразильской семье. С трёх лет жил в г. Трес-Понтас (был усыновлён супружеской парой, у которой его мать до своей смерти в 1944 г. работала горничной). Систематического музыкального образования не получил, самостоятельно освоил гитару и контрабас. В 1957 г. основал (совместно с пианистом Вагнером Тизу) ансамбль Luar de Prata (с 1960 – «Милтон Насименту и его ансамбль»), с которым выступал на танцплощадках, позднее участвовал в радиошоу и в студийных записях. В 1963 г. в Белу-Оризонти поступил на экономический факультет местного университета (не окончил); работая бухгалтером, продолжал играть в различных эстрадных ансамблях (в том числе на контрабасе в Berimbau Trio). На формирование творческой личности Насименту в 1960‑х гг. большое влияние оказало общение с поэтами и музыкантами из Белу-Оризонти: Лу Борхесом, Марсиу Борхесом, Фернанду Брантом, Бету Гедисом и другими; этот творческий союз вошёл в историю бразильской популярной музыки под названием Clube da Esquina (буквально «Клуб на углу»). В 1964 г. начал писать собственную музыку, в 1967 г. его песня «Travessia» получила 2-ю премию на Международном песенном фестивале (Festival International da Canção) в Рио-де-Жанейро.
Первый сольный альбом («Milton Nascimento») выпустил в 1967 г. Популярность в Бразилии получил двойной альбом Насименту и Лу Борхеса «Clube da Esquina» (1972). Его программа составлена из песен разных авторов, но именно треки Насименту на протяжении десятилетий остаются хитами латиноамериканской эстрады на родине автора и за рубежом. Сольный альбом «Milagre dos peixes» («Чудо-рыба», 1973) получил в Бразилии столь большой резонанс, что в следующем году Насименту исполнил его программу ещё раз – в Муниципальном театре Сан-Паулу, с участием Симфонического оркестра Рио-де-Жанейро (запись с концерта выпущена под названием «Milagre dos peixes au vivo» – «Чудо-рыба вживую» – в 1974). Хотя ещё в 1969 г. в поисках признания в США Насименту опубликовал альбом «Courage», где исполнял свои песни на родном языке и по-английски, а их коммерчески привлекательный вид обеспечили аранжировки Э. Деодату, это признание пришло лишь в 1975 г., после альбома У. Шортера «Native dancer», где Насименту пел свои песни, а Шортер, Херби Хэнкок, Дж. Грейдон и А. Морейра обыгрывали их в стилистике фьюжн.
Всего опубликовал более 30 сольных альбомов, в том числе «Sentinela» (1980; с элементами бразильского и аргентинского фольклора), «Yauaretê» (1987), «Angelus» (1994), «Nascimento» (1997, с элементами этнической музыки), «Crooner» (1999), «Pietà» (2002). Выступал и записывался с популярными отечественными (Жоржи Бен Жор, Элис Режина и её дочь Мария Рита, К. Велозу, Шику Буарки, Жилберту Жил и др.) и зарубежными музыкантами, среди которых – Хэнкок, Шортер, П. Метени, Дж. Дюк, П. Гэбриел, П. Саймон, С. Воан, Мерседес Соса, группа Duran Duran. Неоднократно гастролировал в Европе (впервые в 1980 в Швейцарии, Португалии и Франции), в Японии (впервые в 1988) и США (в Карнеги-холле впервые выступил в 1984). В 2019 г. дал концерт в лондонском Барбикан-холле.
Автор более 180 песен (автор многих текстов – Ф. Бранч). Наиболее известна «Travessia» (часто исполняется с английской подтекстовкой, под названием «Bridges»); среди других хитов – «Canção da América» («Песня из Америки»), «Caxangá» (название детской игры), «Nos bailes da vida» («У жизни на балу»), «Vera Cruz», «Fé cega, faca amolada» («Слепая вера, острый нож»), «Coração de estudante» («Сердце студента»), «Maria, Maria» (последние две – с социально заострённым текстом). С музыкальной точки зрения наиболее интересны его «этнические» песни-баллады [например, «Ao que vai nascer» («Что случится») или «Minas» (название образовано из первых слогов имени и фамилии музыканта)], выделяющиеся сложной ритмикой (используются переменный метр, полиритмия, особые виды ритмического деления) и гармонией (органные пункты, полиаккорды, квартаккорды). Помимо песен в «обычной» куплетной форме сочинял композиции, состоящие из нескольких разделов, связанных сквозным текстом (например, «Cais», «Pai Grande», «Sentinela»). Для вокальной манеры Насименту (поющего в баритоновом и теноровом регистрах) типичны переходы на фальцет (как во многих треках альбома «Native dancer»), иногда протяжённые фальцетные вокализы («Lilia», «La Bamba»), но без надрыва, свойственного некоторым видам рок-музыки. Фальцетное пение Насименту оказало влияние на стиль американской группы Earth, Wind and Fire и других популярных и фьюжн-коллективов в США, стремившихся придать своему саунду «латиноамериканский колорит».
Как актёр снялся в эпизоде фильма В. Херцога «Fitzcarraldo» (1982). О творчестве Насименту и его окружении в период Clube da Esquina снят полнометражный документальный фильм «О друзьях и песнях» («Sobre Amigos e Canções»; режиссёр Б. Мерсес, 2010).
Премия «Грэмми» (1998, в номинации «лучший альбом этнической музыки» за альбом «Nascimento»). 2 премии «Латинская Грэмми» (2003, 2004, в номинации «лучшая бразильская песня»). Бразильская музыкальная премия (2014).