Египет. Хозяйство. Общая характеристика хозяйства
О́бщая характери́стика хозя́йства Еги́пта. Особенностью экономики Египта является устойчивое и динамичное развитие. В 1970–2020 гг. зафиксировано всего 5 случаев незначительного падения валового внутреннего продукта (ВВП; в неизменных ценах), в том числе в 1973 г., во время войны с Израилем, и в 2011 г., в ходе «Арабской весны»; при этом среднегодовые темпы прироста составили 5,5 %. В кризисном для мировой экономики 2020 г. ВВП снизился на 1,4 процентных пункта (по сравнению с приростом в 3,5 % в 2019).
Такая устойчивость и динамичность египетской экономики объясняется её диверсификацией и сбалансированностью; выверенным целеполаганием, отражающимся в индикативных среднесрочных и годовых планах социально-экономического развития, долгосрочных программах; а также относительно грамотным администрированием.
В 2020 г. ВВП Египта в текущих ценах составил 363 млрд долл. (32-е место в мире; 303 млрд в 2019); ВВП по паритету покупательной способности (ППС) – 1290,2 млрд долл. (19-е место в мире, 1230,8 млрд в 2019). В 2020 г. ВВП на душу населения в текущих ценах оценивался в 3,6 тыс. долл. (3,0 тыс. в 2019), по ППС – 12,7 тыс. долл. (12,3 тыс. в 2019).
Индекс человеческого развития Египта составляет 0,707 (2019; 116-е место в мире), при этом средняя ожидаемая продолжительность обучения – 13,3 года, а средняя продолжительность обучения – 7,4 года.
После революции 1952 г., установившей в стране республиканскую форму правления в 1953 г., военные стали играть ключевую роль в политической системе и формировать основные направления государственной политики.
С начала 1960-х гг., при президенте Гамале Абдель Насере, в стране взят курс на социалистическую ориентацию; в 1961 г. проведён 2-й этап аграрной реформы (1-й – в 1952), началась национализация крупных и средних египетских предприятий (иностранные подверглись национализации в 1950-е гг.), в результате чего доля госсектора в ВВП к концу 1960-х гг. возросла до 85 %.
В середине 1970-х гг. преемник Гамаля Абдель Насера Анвар ас-Садат отказался от курса своего предшественника и объявил политику «открытых дверей», нацеленную на либерализацию экономики, развитие сотрудничества со странами Запада и международными экономическими организациями, чьи рекомендации стали учитываться при выработке экономической политики.
Очередной этап согласованных с Международным валютным фондом и Всемирным банком структурных реформ осуществлён в период 2016–2019 гг., их итогами стали либерализация режима обменного курса (в результате египетский фунт в ноябре 2016 г. потерял 48 % своей стоимости) и фискальная консолидация посредством рационализации расходов и доходов (введён налог на добавленную стоимость – НДС, заменивший налог с продаж, и резко сокращены топливные субсидии, вместо них была существенно расширена адресная поддержка наименее обеспеченных слоёв населения). Были проведены реформы с целью улучшения условий для предпринимательства.
Резкое обесценивание египетского фунта в конце 2016 г. вызвало всплеск инфляции: 23,5 % в 2017 г. и 20,9 % в 2018 г.; лишь в 2019 г. её удалось снизить до 13,9 %, в 2020 г. – до 5,7 %, в 2021 г. – до 4,5 %.
Экономические санкции, введённые западными странами против России в 2022 г., дестабилизировали ситуацию на некоторых мировых товарных и финансовом рынках, вызвали сбои в цепочках поставок и международной торговле. Всё это негативно отразилось на состоянии египетской экономики и снова вызвало существенное обесценение египетского фунта во 2-й половине сентября 2022 г. и 1-й половине января 2023 г., в результате чего он потерял за 1 год, к началу апреля 2023 г., около 41,0 % своей стоимости, что обусловило новую волну инфляции в стране.
В результате проводившейся либерализации экономики доля частного сектора в создании ВВП в 2021/2022 финансовом году (начинается с 1 июля; далее – фин. г.), по оценке Министерства планирования и экономического развития Египта, составила 72 %. Наиболее прочные позиции государственный сектор сохраняет в добыче полезных ископаемых (71,8 %), предоставлении коммунальных услуг (66 %) и обрабатывающей промышленности (33,1 %).
Рост частного сектора привёл к повышению концентрации капитала и возникновению первых египетских транснациональных корпораций, в частности Orascom Construction PLC (1950; штаб-квартира в Каире; строительство и производство стройматериалов) и Elsewedy Electric (1938; штаб-квартира в Новом Каире; электротехническая промышленность).
Вместе с тем в целом египетская экономика всё ещё недостаточно эффективна и характеризуется рядом серьёзных проблем: высоким уровнем безработицы, низкой производительностью труда, бедностью широких слоёв населения, ограниченностью земельных, водных и финансовых ресурсов.
Одним из основных способов решения существующих в стране экономических проблем стала ставка на научно-технический прогресс. По многим его показателям [абсолютной численности исследователей и технических специалистов, занятых в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), по этим же показателям в расчёте на 1 млн человек, количеству публикаций в научно-технических журналах и поданных заявок на патенты] Египет вышел на 1-е место в Африке, опередив ЮАР, притом что конституционное положение о выделении на НИОКР не менее 1 % ВВП пока не выполняется (0,96 % в 2021), а доля высокотехнологичных товаров в экспорте промышленной продукции в 2020 г. составила всего 3 %.
Египет активно участвует в международном разделении труда, осуществляя внешнеторговые сделки более чем со 175 странами. Простое среднее значение импортных тарифов в 2019 г. составило (в %): на капитальные товары – 1,95, сырьевые – 3,46, промежуточные – 4,0 и потребительские – 35,1. Доля сырьевых товаров в египетском экспорте, как правило, составляет менее 20 %, около ⅓ – полуфабрикаты и примерно ½ – готовая продукция. Основными статьями экспорта являются нефть, газ, золото, азотные удобрения, продукция прядильно-ткацкой, радиотехнической, электротехнической и пищевой отраслей промышленности, а также товары аграрного сектора (апельсины, картофель и лук).
Ставка НДС в 2021 г. равнялась 14 %, а корпоративного подоходного налога для всех видов деятельности, за исключением нефтедобывающих компаний, – 22,5 % от чистой налогооблагаемой прибыли.
Общие доходы государственного бюджета на 2020/2021 фин. г. составили 1288,8 млрд египетских фунтов (в том числе на налоги пришлось 964,8 млрд), а расходы – 1713,2 млрд; таким образом, дефицит бюджета оказался равен 424,4 млрд фунтов (6,2 % ВВП).
В 2020/2021 фин. г. платёжный баланс сведён с профицитом в 1,9 млрд долл. (против дефицита в 8,6 млрд годом ранее), несмотря на увеличение дефицита счёта текущих операций до 18,4 млрд долл. в результате резкого падения доходов от туризма (11,2 млрд в предыдущем фин. г.). Этого удалось достичь благодаря чистому притоку капитала и финансовому счёту в размере 23,4 млрд долл. (5,4 млрд годом ранее).
Широкое использование внешнего заимствования для преодоления неблагоприятных последствий пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) привело к росту внешнего долга на конец июня 2021 г. до 137,9 млрд долл., из них 90,1 % – долгосрочный. Если в 3-м квартале 2021 г. внешний долг удалось несколько сократить – до 137,4 млрд долл., то в 4-м он вырос до 145,5 млрд (2021), а в 1-м квартале 2022 г. – до 157,8 млрд, в результате чего Египет попал в список стран, которым угрожает дефолт. Однако к концу сентября 2022 г. внешний долг вновь сократился до 155,0 млрд, из которых 127,6 млрд составлял долгосрочный и 27,4 млрд – краткосрочный внешний долг.
В 2020/2021 фин. г. чистые международные резервы увеличились на 2,4 млрд долл., достигнув на конец июня 2021 г. 40,6 млрд, что покрывало 6,9 месяца товарного импорта. В 1-й половине 2022 г. они резко снизились – до 37,1 млрд долл. в конце апреля и до 35,5 млрд – в конце мая в результате необходимости обслуживания возросшего внешнего долга и покрывали товарный импорт лишь в течение 5 месяцев. Их сокращение продолжалось до августа 2022 г., когда они достигли минимума в 33,1 млн долл., после чего чистые международные резервы начали медленно, но устойчиво расти, увеличившись до 34,4 млн в марте 2023 г.
Положение Египта в рейтинге экономической свободы (130-е место в 2021; значение индекса 55,7) и в рейтинге лёгкости ведения бизнеса (114-е место в 2020; значение индекса 60,1) не препятствует ему быть африканским лидером по привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ), однако в 2020/2021 фин. г. они под влиянием пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) снизились до 5,2 млрд долл. (7,5 млрд в 2019/2020). Причиной этого стал отток ПИИ из нефтяного сектора на сумму 1,2 млрд долл. (в 2019/2020 был приток на сумму 1,1 млрд), в то время как приток в ненефтяные отрасли экономики возрос на 70,2 млн долл. (до 6,4 млрд). В общей структуре накопленных ПИИ на нефтяной сектор приходится 36,8 %, сферу услуг – 35,3 %, обрабатывающую промышленность – 16,5 %, строительство – 3,9 %, прочие отрасли – 7,5 % (июнь 2021). Объём накопленных Египтом ПИИ достиг 132,5 млрд долл., а прямых зарубежных инвестиций – 8,5 млрд (2020).
В структуре ВВП на сельское хозяйство приходится 12,1 %, на промышленность – 33,5 %, на сферу услуг – 54,4 % (2020).