Доминиканцы (народ)
Доминика́нцы (самоназвание – dominicanos), народ, составляющий подавляющее большинство населения Доминиканской Республики, где проживает около 10,5 млн человек (2021, оценка). Известно ещё одно самоназвание доминиканцев – «кискейцы» («quisqueyanos»), от древнего названия о. Гаити на языке аборигенов-таино – Кискейя. На долю иммигрантов – по большей части выходцев из соседнего Гаити – приходится около 5,5 % жителей страны (2019).
Диаспора в странах Латинской Америки и Европы насчитывает свыше 1,5 млн человек (2019; оценка), в том числе в США более 1 млн.
Говорят на испанском языке.
Верующие доминиканцы – главным образом христиане, большинство – католики; имеются также довольно многочисленные прихожане протестантских церквей (2018, оценка).
Исторический очерк
Долгое время доминировало мнение, что коренное население о. Гаити – индейцы-араваки (таино) – было истреблено во 2-й половине 16 в. Вместе с тем индейское наследие прослеживается в местном варианте испанского языка, в который вошло несколько сотен аравакских слов (используются в местной топонимике, по большей части индейской, в сельской архитектуре, приёмах сельского хозяйства и рыбной ловли, изготовлении домашней утвари, в способах хранения продуктов и приготовления пищи, в народной медицине, ремесленных традициях, фольклоре и народных верованиях. Индейская тема традиционно присутствует в доминиканской литературе, в музыкальном и песенном творчестве).
В условиях испанского господства одни аборигены были истреблены или умерли от завезённых пришельцами болезней, другие были порабощены, третьи бежали и укрылись в наиболее глухих и отдалённых уголках острова, порою вместе с беглыми африканскими рабами-симарронами, которых стали ввозить на Гаити для восполнения недостатка рабочей силы уже с начала 16 в.
В ранний период испанской колонизации широко распространилось сожительство европейских мужчин с индейскими женщинами. Одновременно шло смешение индейцев с неграми – как на плантациях, так и в селениях беглых рабов. Есть сведения о присутствии представителей аборигенного населения на острове и после того, как они, по официальным данным, исчезли. Последнее упоминание об аборигенах как о живущих здесь датируется 1864 г.
Численность невольников, привезённых из Африки (босалес, в отличие от ладинос – домашних рабов-негров, доставленных колонистами из Испании), уже к 1520-м гг. превысила белое население острова. Негры-рабы были заняты в основном на плантациях сахарного тростника, c упадком плантационного хозяйства (конец 16 – середина 17 вв.) – в скотоводстве, а также в ремёслах и розничной торговле, что способствовало становлению т. н. иберийской (более мягкой) модели обращения с чернокожими рабами. Тогда же во внутренних районах острова появились многочисленные общины (кумбе, маньель) симарронов, живших главным образом за счёт охоты на одичавший скот. На севере и востоке острова к 18 в. осела группа иммигрантов с Канарских островов, занимавшихся крестьянским хозяйством со специализацией на производстве табака. Жители горных областей долгое время сохраняли подсечно-огневое земледелие и охотничий промысел. Для населения Санто-Доминго был характерен высокий уровень расового смешения. Мулаты и негры-рабы часто получали свободу от хозяев. К 18 в. свободное «цветное» (негры и мулаты) население составляло большинство доминиканцев. Его доля ещё выросла в результате событий во французском Гаити в конце 18 – начале 19 вв., оккупации Санто-Доминго гаитийскими войсками (1822–1844) и отмены рабства гаитийским президентом Ж.-П. Буайе (1822). Хотя в Доминиканской Республике доминирующее влияние практически всегда принадлежало креольской олигархии, постоянная политическая нестабильность в некоторых случаях позволяла выбиться в лидеры представителям «цветного» населения. При этом местные обитатели в массе, особенно в городах, независимо от своего происхождения, ориентировались на испанскую (креольскую) культуру в бытовой, религиозной сфере, архитектуре и пр., в их среде почти не имело место культивирование африканских традиций и не получила распространения идеология негритюда. Вместе с тем африканское влияние прослеживается в культуре сельских жителей ряда районов страны – в их фольклоре, одежде, обрядах жизненного цикла (особенно похоронном) и др.
Этнографическое описание
Традиционное крестьянское жилище – боио (bohío) – сооружали из пальмовой древесины и покрывали пальмовыми листьями; такие дома имели земляной пол, их нередко красили в голубой цвет, а двери и оконные рамы – в красный.
Для обеспечения своего повседневного пропитания доминиканские крестьяне выращивали рис, бобовые, юкку, кукурузу, бананы, батат и другие культуры. Одно из наиболее популярных блюд местной кухни – т. н. «санкочо» (sancocho), представляет собой похлёбку, сваренную из мелко нарезанных овощей с травами, чесноком и кусочками мяса. Из напитков известны кофе, кокосовое молоко, а также местный ром. В качестве типичной праздничной и нарядной одежды женщины в сельской местности носили блузы и длинные, до щиколотки, широкие юбки, с кружевами и сборками, обычно белого цвета, с красными и голубыми деталями; городские и обеспеченные слои общества более тяготели к испанским образцам с чёрными платьями и мантильями. В качестве традиционной мужской крестьянской одежды практиковались широкие рубахи и длинные брюки – преимущественно белого цвета, а также широкополые шляпы.
Широко распространены – прежде всего в сельской местности – всевозможные суеверия и магические представления и практики, вплоть до отголосков занесённого из соседнего Гаити культа вуду.
На особенности этнического самосознания доминиканцев повлияло то, что расовые конфликты не достигли здесь той остроты, которая существовала в западной части острова, а также историческое противостояние с чернокожими соседями-гаитийцами, вплоть до того, что слово «негр» (el negro) стало употребляться для обозначения раба (в отличие от свободного чернокожего), а затем – гаитийца, терминологически «отделённого» таким образом от «своих», доминиканских негров, которых называли более «мягкими» терминами, подразумевающими чёрный цвет (pardo, moreno, prieto). Более того, вошло в практику общее объяснение тёмного цвета кожи во всём многообразии его степеней и оттенков, характерного для подавляющего большинства населения страны, – наличием индейских предков, что создавало представление о некой «расе доминиканских индейцев». Так, согласно оценке 2014 г., 58 % местных жителей относились к категории «индейцев», 12,4 % – «мулатов», 15,8 % – «чёрных», 13,5 % – «белых».
К концу 19 в. ведущим направлением экономики в Доминиканской Республики стало выращивание на экспорт сахарного тростника, что определило приток рабочих-иммигрантов из Республики Гаити. Наблюдалась также иммиграция из Колумбии, Венесуэлы, Мексики, с Кубы и из других латиноамериканских стран, в 20 в. – из Испании и других стран Европы (в т. ч. беженцы во время 2-й мировой войны). Безработица и политическая нестабильность стали причинами эмиграции из страны части её граждан. С конца 20 в. начался постепенный рост местной экономики – в т. ч. за счёт строительства, обрабатывающей промышленности, туризма и добычи полезных ископаемых. В 2014 г. в сельском хозяйстве было занято 14,4 % населения Доминиканской Республики, в промышленности – 20,8 %, в сфере услуг – 64,7 %. Ещё раньше обозначился необратимый отток населения из сельской местности в города. Если в 1960 г. городские жители составляли 30 % населения страны, основой которого, таким образом, было крестьянство, то в 1980 г. численность горожан стала преобладающей (51 %): в 2000 г. они составляли 62 % доминиканцев, а в 2021 г. – уже 83 % – с соответствующими негативными последствиями для традиционной народной культуры, оплотом которой является консервативный сельский хозяйственно-бытовой уклад, быстро уходящий в прошлое.
Устное творчество
Устное творчество доминиканцев объединяет традиционную индейскую музыку, традиционную и популярную музыку креолов (мулатов) и выходцев из стран Западной Африки. Архаические музыкальные традиции индейцев сохранились в виде отдельных инструментов (керамические, тростниковые и костяные флейты, трещотки, скребки, щелевой барабан, раковина-труба), применявшихся в обрядах и праздничных церемониях, массовых (до 300 танцоров и певцов) ритуальных действах арейто.
Музыка доминиканцев имеет традиционную основу, у афроамериканцев и мулатов распространены протестантские гимны, из музыкальных инструментов популярны барабаны палос и атабаль. Музыкальная культура доминиканцев-мулатов близка фольклору пуэрториканцев. Креольская музыка большей частью представляет собой инструментальное сопровождение к танцам: в 17–18 вв. кадриль и контрданс исполнялись под аккомпанемент гитарных ансамблей, с конца 19 в. – аккордеона; в 19 в. в городах были популярны испанские баллады и романсы (в 20 в. сохранялись у сельского населения). Во время корриды поются тонадас де торос (исп. tonadas de toros, буквально – песни быков). На католические праздники креолы исполняют внехрамовые религиозные песни версос. Специфику сохраняет музыка католических (в особенности пасхальных) карнавальных представлений-шествий гага.
Символы музыки доминиканцев – музыкально-танцевальные жанры меренге (в 2016 включён в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО) и бачата (распространены с середины 19 в.), которые исполняются в сопровождении барабанов. В 20 в. стали популярными сальса, сон.
Широкую известность получили ансамбли Los Congos de Villa Mella (исполняют традиционную ритуальную музыку для барабанов во время праздников различных общин – кофрадий) и Guloyas de San Pedro de Macorís народности коколо (включают в состав флейты и барабаны; выступают на рождественских фестивалях и др.).
В 20–21 вв. международное признание получило творчество доминиканцев – композиторов и исполнителей популярной музыки, среди них: Хуан Луис Герра, Хосейто Матео, Милли Кесада, Джонни Вентура, Вильфридо Варгас, Фернандо Вильялона, Эдди Эррера, Виктор Виктор. Известностью пользуются группа Los Hermanos Rosario, американская группа доминиканского происхождения Aventura.