Договор об Экономическом сообществе суверенных государств 1991
Догово́р об Экономи́ческом соо́бществе сувере́нных госуда́рств 1991, соглашение между 8 республиками и Президентом СССР о сохранении единого экономического пространства. Подписан 18 октября в Москве в Георгиевском зале Кремля.
Подготовка договора
Решение о подготовке договора было принято 6 сентября 1991 г. на заседании Государственного совета СССР для согласованного урегулирования вопросов внутренней и внешней политики, затрагивавших общие интересы республик. Подготовкой документа занималась группа экспертов аппарата Совета Министров СССР во главе с заместителем руководителя Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР Г. А. Явлинским [Алимов Г. Экономический союз нужен и возможен. Теперь все зависит от республик // Известия. 1991. 18 сентября (№ 222). С. 1].
Основной целью договора было создание общего рынка для реализации совместной программы по выводу экономики из кризиса. В условиях работы над концепцией политического Союза суверенных государств договор должен был положить начало качественно новым отношениям между республиками, выступавшими в статусе независимых государств.
16 сентября проект документа рассматривался на заседании Государственного совета СССР и был принят за основу. Как заявил в ходе этого обсуждения Г. А. Явлинский, «или проект договора принимается, или нужно начать делиться», имея в виду, что только сохранение единого экономического пространства, открытых границ и всех кооперационных связей защитит страну от развала [цит. по: Алимов Г. Экономический союз нужен и возможен. Теперь все зависит от республик // Известия. 1991. 18 сентября (№ 222). С. 1].
Содержание договора
Итоговая редакция договора состояла из 12 глав и 59 статей. В преамбуле заявлялось о стремлении его участников к радикальным экономическим преобразованиям, переходу к рынку и сохранению общего экономического пространства. В главе «Предпринимательство» подчёркивалось, что основой подъёма экономики должны были стать частная собственность, свобода предпринимательства и конкуренция. При этом члены учреждаемого договором Экономического сообщества (ЭС) обязывались проводить согласованную антимонопольную политику и содействовать развитию конкуренции в рамках их объединённого рынка.
В документе перечислялись сферы согласованной политики, в том числе: рынок товаров и услуг, денежная и банковская системы, финансы, рынок труда, ценовая, налоговая и таможенная политика, внешнеэкономические отношения. Рубль оставался общей валютой единой денежной системы Экономического сообщества. Его устойчивость должен был обеспечивать Банковский союз, включающий центральные банки стран – участников соглашения.
При этом авторы договора стремились соблюсти баланс между гарантиями суверенитета государств-подписантов и эффективностью их совместной экономической политики, надёжностью взаимодействия, что вызвало ряд важных изменений в тексте документа.
В окончательной версии договора создававшаяся структура именовалась Экономическим сообществом (ЭС), что подразумевало меньшую степень интеграции, чем Экономический союз исходной версии. В ст. 39 в итоговой редакции говорилось, что члены ЭС «самостоятельно проводят политику в области иностранных инвестиций, а в необходимых случаях координируют её» (первоначальная формулировка была более жёсткой: «члены Экономического сообщества координируют свои действия в области иностранных инвестиций»). В окончательный текст вошло понятие «институты Экономического сообщества», которое заменило собой термин «органы Экономического союза», в котором некоторые подписанты увидели намёк на возможность возврата диктата из центра [Лацис О. Полшага и ещё чуть-чуть, или Мы на пороге Экономического сообщества // Известия. 1991. 5 октября (№ 237). С. 1].
Ключевым институтом Сообщества должен был стать Совет глав правительств государств – членов ЭС (в первоначальном проекте упоминалось лишь Совещание руководителей правительств). Он определялся как высший координационный орган ЭС, основной функцией которого должна была стать выработка и проведение согласованной экономической политики, а также контроль за её реализацией (изначально предполагалось, что этот орган будет заниматься обсуждением ключевых проблем реализации согласованной экономической политики и выработкой рекомендацией).
Исполнительным органом ЭС объявлялся Межгосударственный экономический комитет, в который должен был трансформироваться Межреспубликанский экономический комитет, созданный в соответствии с законом от 5 сентября 1991 г. «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» и отвечавший за координацию управления народным хозяйством союзных республик.
ЭС должно было располагать собственным бюджетом, формируемым за счёт взносов его членов в виде фиксированных сумм. Средства общего бюджета могли использоваться для обслуживания внутреннего и внешнего долга СССР, финансирования целевых программ, покрытия расходов в случае чрезвычайных ситуаций и формирования финансовых резервов. Непосредственное регулирование движения финансовых ресурсов и выпуска ценных бумаг должно было осуществляться в рамках отдельного межгосударственного соглашения.
Государства-участники договора обязывались обеспечить соответствие своего законодательства нормам международного права и актам ЭС. В случае расхождения между правилами регулирования хозяйственной деятельности, установленными нормативными актами ЭС и республиканским законодательством, признавался приоритет первых.
Подписание договора
Договор подписали Президент СССР М. С. Горбачёв, президент Армении Л. А. Тер-Петросян, председатель Верховного Совета Республики Беларусь С. С. Шушкевич, президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев, президент Республики Кыргызстан А. А. Акаев, президент РСФСР Б. Н. Ельцин, президент Республики Туркменистан С. А. Ниязов и президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, заместитель председателя Верховного Совета Республики Таджикистан А. И. Искандаров. Договор был подписан по формуле «8+1», но оставался открытым для новых членов.
К договору не присоединились Украина, Молдавия, Грузия и Азербайджан, участвовавшие в переговорном процессе. Если последние две республики заявили о категорическом отказе от подписания договора, то присутствовавшие на церемонии подписания делегации Украины и Молдавии заверили остальных участников в намерении присоединиться к ЭС после урегулирования ряда спорных моментов.
В ходе состоявшейся сразу же после подписания договора пресс-конференции М. С. Горбачёв отметил высокую значимость этого события как свидетельство того, что «в обществе сильны настроения жить вместе, решать проблемы вместе, вместе вылезать из кризиса и выбираться на дорогу динамичного развития в интересах всех наших народов» [цит. по: Алимов Г. Договор об экономическом сообществе подписали 8 суверенных государств // Известия. 1991. 21 октября (№ 250). С. 1]. Именно осознание республиками того, что из кризиса можно было выйти только совместными усилиями, служило, по мнению Президента СССР, гарантией выполнения договора. Б. Н. Ельцин видел важное достоинство договора в новом принципе выстраивания экономических отношений – без жёсткого центра. Президент РСФСР выразил уверенность в том, что договор позволит стабилизировать обстановку в стране к осени 1992 г.
В условиях нараставшего политического и экономического сепаратизма союзных республик и дезорганизации управления страной в целом, договор не соответствовал амбициям республиканских лидеров, не желавших подчиняться наднациональным органам управления, что автоматически ставило под сомнение реализацию всех договорённостей. Фактически договор в действие не вступил.