Детские болезни
Де́тские боле́зни, группа заболеваний, свойственных детскому возрасту и связанных с особенностями развития детского организма. Предмет изучения педиатрии.
Основываясь на морфофизиологических особенностях органов и систем, в детском возрасте выделяют: период новорождённости (первые 4 недели жизни), грудной возраст (с 29-го дня жизни до 1 года), ранний детский, или преддошкольный, возраст (1–3 года), дошкольный (3–7 лет), младший школьный (7–11/12 лет), старший школьный, или подростковый, возраст (до 18 лет). Каждому периоду свойственны определённые заболевания.
В период новорождённости
Происходит приспособление ребёнка к новым условиям жизни. Функции его организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, адаптационные процессы легко нарушаются.
В период новорождённости могут возникать патологические состояния, связанные с родами (асфиксия, перинатальное поражение нервной системы, геморрагические расстройства, последствия родовых травм), гемолитическая болезнь новорождённых, аномалии развития, некоторые наследственные болезни (например, фенилкетонурия), болезни пупка и пупочной ранки, пиодермия, сепсис и др.
Показатели заболеваемости у недоношенных детей в целом выше, чем у доношенных.
В грудном возрасте
Низкий уровень секреции и ферментативной активности желудочно-кишечного тракта (особенно при погрешностях вскармливания и ухода) может способствовать развитию острых кишечных расстройств, рахита, анемии.
Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) иногда осложняются пневмонией или могут протекать в виде бронхиолита. В связи с ослаблением пассивного иммунитета, обусловленного материнскими антителами, после 6-го месяца жизни дети могут болеть детскими инфекциями (ветряная оспа, коклюш, корь, краснуха и др.), которые часто возникают и в раннем детском возрасте в силу несовершенного иммунитета.
В раннем детском возрасте
Физиологическая гиперплазия лимфоидной ткани в раннем детском возрасте может приводить к развитию аденоидов, гипертрофии нёбных миндалин. В этом возрасте нередко впервые проявляются аллергические и наследственные заболевания, отмечается высокий травматизм (в том числе аспирация инородными телами, ожоги, отравления).
В дошкольном возрасте
Сохраняется высокая заболеваемость ОРВИ и другими инфекциями, которые, однако, протекают легче и дают меньше осложнений. В связи с нарастающей сенсибилизацией организма увеличивается доля хронических болезней (бронхиальная астма, ревматические заболевания); высока частота ряда аллергических (поллинозы, крапивница, атопическая бронхиальная астма), паразитарных заболеваний и травматизма.
В младшем школьном возрасте
Остаётся высокой частота аллергических, инфекционных, желудочно-кишечных заболеваний; развиваются нарушения осанки, зрения; часто обнаруживают очаги хронической инфекции (тонзиллит, кариес); высок травматизм.
В старшем школьном возрасте
На фоне формирования психохарактерологических особенностей и стереотипов поведения можно наблюдать нарушения физического и полового развития, возрастает риск токсикомании, наркомании.
Нестабильность нейрогуморальной регуляции иногда приводит к функциональным расстройствам деятельности внутренних органов и систем организма (лабильность сердечного ритма, склонность к гипо- или гипертензии и др.). Нередки заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь), расстройства питания (тучность, дистрофия). Отмечается подъём хронических воспалительных, аутоиммунных, лимфопролиферативных заболеваний. Возникают инфекции, передаваемые половым путём. Характерны угри.