Педиатрия
Педиатри́я (от греч. παῖς, род. падеж παιδός – ребёнок, дитя, мальчик и ἰατρεία – лечение), раздел клинической медицины, изучающий анатомо-физиологические особенности детского организма, рост и развитие детей от рождения до 18 лет, патологические состояния и заболевания в детском возрасте (детские болезни).
В 18 – начале 19 вв. большой вклад в развитие педиатрии внесли английские врачи У. Кадоган (1711–1797), Э. Дженнер и др. В начале 19 в. образованы первые детские больницы, в которых работали врачи, имеющие специализацию в области детских болезней. До конца 19 в. парижская школа педиатрии в лице её ведущих представителей [Н. Жадло (1791–1830), Л. Герсан (1777–1848), Ш. Бийяр (1800–1832) и др.] была центром подготовки детских врачей для многих европейских стран. Как клиническая дисциплина педиатрия сформировалась во 2-й половине 19 в. С начала 20 в. педиатрические школы создавали в Германии, Австро-Венгрии, Швеции, Италии, США, Канаде и других странах.
В России первые исследования в области охраны здоровья детей связаны с именами С. Г. Зыбелина, Н. М. Максимовича-Амбодика и др. В 1836 г. первый российский педиатр С. Ф. Хотовицкий начал читать курс по детским болезням в Императорской медико-хирургической академии (Санкт-Петербург) и издал первое в России руководство по детским болезням под названием «Педиятрика» (1847).
В 1834 г. в Санкт-Петербурге открыта первая в стране детская больница (Николаевская), в 1842 г. открыта детская больница в Москве. В 1869 г. в Императорской медико-хирургической академии (Санкт-Петербург) образована первая в стране кафедра детских болезней, в этом же году К. А. Раухфусом основана первая образцовая детская больница.
В 1885 г. в Санкт-Петербурге и в 1892 г. в Москве организованы общества детских врачей. В развитие отечественной педиатрии значительный вклад внесли Н. А. Тольский, В. М. Флоринский (1834–1899), Н. И. Быстров (1841–1906), Н. Ф. Филатов, Г. Н. Сперанский, А. А. Кисель, М. С. Маслов (1885–1961) и др.
Педиатрия тесно связана с акушерством и другими клиническими и медико-биологическими дисциплинами. В ряде клинических дисциплин есть самостоятельные разделы и направления исследований, посвящённые проблемам детских болезней (детская хирургия, детская гинекология, детская психиатрия и др.). Изучение и более глубокое понимание этиологии и патогенеза детских болезней, в том числе редких заболеваний, а также развитие специализации позволили значительно расширить область знаний, составляющих педиатрию.
Основными задачами современной педиатрии являются улучшение здоровья детского населения и снижение детской и младенческой смертности. К актуальным вопросам относят диагностику и лечение аллергических, эндокринных и наследственных заболеваний, изучение реактивности детского организма в норме и при патологии, совершенствование первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи детям и др.