Де Роберто Федерико
Де Робе́рто Федери́ко (Federico De Roberto) (16.1.1861, Неаполь – 26.7.1927, Катания), итальянский писатель.
Биографические сведения
С 1870 г. жил в Катании, родном городе своей матери и культурной столице Сицилии, где начал литературную и журналистскую деятельность. В 1881–1883 гг. издавал юмористический еженедельник Don Chisciotte («Дон Кихот»). В 1884–1890 гг. корреспондент римского журнала Fanfulla della domenica. В Катании, в издательстве Н. Джаннотты (1846–1914), познакомился с Дж. Вергой и Л. Капуаной.
В 1888 г. Ф. Де Роберто переехал в Милан, где был введён Вергой в веристский кружок и редакцию газеты Corriere della sera, с которой начал плодотворное сотрудничество. В Милане написаны лучшие произведения Де Роберто – романы «Иллюзия» (1891) и «Вице-короли» (1894). В 1890 г. встретился с П. Бурже, оказавшим существенное влияние на формирование творческой манеры писателя.
В 1897 г. вернулся в Катанию, где провёл оставшуюся часть жизни, посвятив себя библиотечной работе и публицистике. После смерти Дж. Верги (1922) занимался научной систематизацией его наследия и написанием соответствующей монографии («Casa Verga e altri saggi verghiani», не завершена, издана в 1964).
«Иллюзия»
Среди ранних произведений Ф. Де Роберто – сборники веристских очерков «Судьба» («La sorte», 1887) и «Протоколы» («Processi verbali», 1890), повествующих о разных, как правило малоимущих, слоях сицилийского общества. Вслед за писателями конца 1880-х гг. Де Роберто распространил натуралистический метод наблюдения на высшее общество: сборники «Человеческие документы» («Documenti umani», 1888), «Древо науки» («L’albero della scienza», 1890) и роман «Эрманно Раэли» («Ermanno Raeli», 1889) посвящены психологическому исследованию жизни обеспеченных слоёв общества. После выхода этих произведений за Де Роберто закрепилась слава «итальянского Бурже», автора «салонных» изображений итальянской жизни.
В романе Де Роберто «Иллюзия» («L’illusione», 1891) влияние П. Бурже отразилось в описании психологии представителей высших социальных слоёв. Но в отличие от французского писателя, для которого светский человек – эталон образованного и глубоко чувствующего индивида, Де Роберто обратился не к прославлению, а к критике галантной жизни, тем самым создав новый тип веристского психологического романа.
Де Роберто, по сути, продолжил замысел Дж. Верги, планировавшего посвятить заключительные романы цикла «Побеждённые» изображению аристократической знати, а также исследованию страстей и вожделений, являющихся двигателем светского общества. История главной героини романа Де Роберто, Терезы Дуффреди, аристократки по рождению и воспитанию, – логическое продолжение истории Изабеллы Трао, намеченной в романе Верги «Мастро дон Джезуальдо» (1889).
С образом Терезы в романе неразрывно связана тема аристократического тщеславия. Знатность (её отец, граф Удзеда, – потомок сицилийских вице-королей), богатство и высший свет порождают честолюбивые претензии, развращающие Терезу и подавляющие чистые порывы её души: брак героини с чванным и недалёким аристократом Гульельмо Дуффреди продиктован исключительно желанием покорить потомка древнего норманнского рода.
В изображении духовной жизни героини «Иллюзии» Ф. Де Роберто, по собственному признанию, в первую очередь ориентировался на Г. Флобера, вслед за которым говорил о неуловимом и непостоянном характере чувства, отражающемся в тоске по идеалу. Тереза не удовлетворена замужеством и пытается построить свою жизнь на любви к мужчинам, с которыми её сталкивают обстоятельства. Жизненные невзгоды героини – результат светской «философии» жизни, основанной на тщеславии и страсти к наслаждениям. Описывая череду «падений» героини (влюблённости, измены, разочарования и новые увлечения), Де Роберто стремился показать, что процесс самообольщения и крушения иллюзий может продолжаться бесконечно.
Сосредоточение авторского интереса на внутреннем мире Терезы, изучаемом с почти научной объективностью, определило построение романа и набор художественно-выразительных средств. В композиции «Иллюзии» мало действия, полнота психологического анализа достигается за счёт использования несобственно-прямой речи и внутреннего монолога. В романе присутствуют психологический пейзаж и весьма подробные портретные характеристики действующих лиц, неизменно передаваемые глазами главной героини.
Финал романа решён в спокойном и меланхоличном плане: Тереза стареет, её красота увядает, и она осознаёт, что в погоне за призрачной любовью и счастьем так и не смогла оценить подлинных человеческих чувств и привязанностей. В отличие от светских психологических романов П. Бурже и его последователей, роман Ф. Де Роберто повествует не только об утраченных иллюзиях, но и о самопознании и познании жизни.
«Вице-короли»
Важный этап эволюции творчества Де Роберто – роман «Вице-короли» («I Vicerè», 1894), ознаменовавший переход писателя от индивидуальной психологии к социальной. Как верист и позитивист, Ф. Де Роберто представил научный анализ своей эпохи и общественного сознания, опираясь на учение о трёх факторах И. Тэна, натуралистический метод Э. Золя и концепцию прогресса Дж. Верги, отражённую в цикле романов «Побеждённые».
Судьба трёх поколений семьи Удзеда, строящейся по феодальному принципу майората, тесно связана с событиями эпохи Рисорджименто, определившими пути развития объединённой Италии. Действие романа охватывает период от подавления бурбонскими войсками сицилийской революции в 1849 г. до 1882 г., когда в результате парламентских выборов на смену правой партии либерального дворянства и крупной буржуазии Севера пришла левая партия средней и мелкой буржуазии Юга. Место действия – Катания, на примере которой Де Роберто изучал процесс превращения феодальной Сицилии в капиталистическую.
На основе исторических событий писатель показал глубокие сдвиги, вызываемые общественными процессами в сознании людей. Изображая революцию и её последствия, Ф. Де Роберто вслед за Дж. Вергой пришёл к мысли о том, что политические потрясения и преобразования – падение одних и приход к власти других, проведение демократических реформ, введение всеобщего избирательного права – не ущемляют интересов господствующих классов: представители семейства Удзеда, считающие себя наследниками вице-королей (испанских наместников на Сицилии), продолжают удерживать рычаги власти в своих руках.
Психология политического деятеля представлена Де Роберто на примере старшего представителя рода – Гаспаре, герцога д’Орагуа, среднего – Бенедетто Джуленте и младшего – Консальво Удзеда. Следуя теории политических периодов Дж. Феррари (1811–1876), Де Роберто сделал каждого из этих героев выразителем определённого принципа, отвечающего природе соответствующего поколения: предательство и трусость характеризуют герцога д’Орагуа, компромиссы и безволие показательны для Джуленте, полная беспринципность присуща Консальво.
В философском отношении Ф. Де Роберто сделал Консальво выразителем идей Ф. Ницше, занимавших умы итальянской интеллигенции конца 19 в. В образе младшего Удзеды, убеждённого макиавеллиста, Де Роберто развенчал идеал «сверхчеловека», придав сатирический характер описанию политических достижений младшего Удзеды. Де Роберто считал ошибочной теорию «вечного возвращения» Ницше, с помощью которой Консальво пытался обосновать право семьи Удзеда на ведущую роль в новой объединённой Италии, также писатель не принимал ряд положений философских учений, основанных на идее исторического круговорота (Дж. Вико) или чередования эпох и поколений (Дж. Феррари). По мысли Де Роберто, в обществе, где царят старые господствующие классы и издавна присущие им пороки и вожделения, нет движения. Этот мир остановился в своём развитии, но в нём не прекращают действовать законы биологии.
Основная задача писателя – показать распад аристократической семьи. Ф. Де Роберто, как и Дж. Верга, убеждён в неизбежном духовном и физическом вырождении аристократии. В немалой степени писатель опирался на учение Б. О. Мореля и труды итальянских правоведов и криминалистов из позитивной школы уголовного права (Ч. Ломброзо, Э. Ферри, Р. Гарофало). Нравственную деградацию героев Де Роберто связывал с проблемой «вожделений»: жажда власти и денег делает Удзеда типичными представителями итальянского общества конца 19 в. и в определённой мере сближает их с представителями низших сословий. Биологическое вырождение семьи писатель объяснял влиянием наследственности: аристократия должна погибнуть, потому что принадлежит к «старой расе» (первоначальное заглавие романа), с обедневшей кровью и наследственными недугами. В связи с этим в романе повторяется тема смерти, безумия, болезни, преобладания уродства над красотой. Потомки вице-королей физически и духовно отжили свой век и обречены на гибель. Если в объединённой Италии некоторые из них ещё преуспевают, то только потому, что в новых условиях процветают такие дельцы и приспособленцы, как Консальво.
Сочетание в романе двух планов изображения итальянской действительности – философско-исторического и семейно-бытового – обеспечивается за счёт чередования исторических, общественно-политических событий и сцен из частной жизни.
У представителей семейства Удзеда отсутствуют душа и чувства, и с этим связана ещё одна особенность романа «Вице-короли» – отсутствие пейзажа, который заменяют историческая и политическая обстановка, а также атмосфера внутри семьи. В изображении последней Де Роберто следовал традициям веристской школы, равно как и в передаче особенностей разговорной сицилийской речи средствами литературного итальянского языка. Герои подвергаются оценке других действующих лиц, поэтому описание среды Де Роберто сочетал с внутренним монологом и несобственно-прямой речью. Повествование ведётся от лица автора и одновременно от лица стороннего наблюдателя, как бы постоянно присутствующего в романе.
После публикации романа «Вице-короли» Де Роберто работал над продолжением истории клана Удзеда под названием «Имперская власть» («L’Imperio», 1929, не окончен).
Творчество писателя при жизни не пользовалось широкой известностью у читателей и не получило признания критики, несмотря на благожелательные отзывы Дж. Верги и Л. Капуаны. Посмертное признание произведений Ф. Де Роберто связано с выходом в свет сочинения Дж. Томази ди Лампедуза «Гепард» («Il Gattopardo», 1958), близкого роману «Вице-короли» исторической тематикой.