Даутендей Макс
Да́утендей Макс, Максимилиан Альберт Даутендай (Maximilian Albert Dauthendey) (25.7.1867, Вюрцбург, Королевство Бавария, ныне земля Бавария, Германия – 29.8.1918, Маланг, о. Ява, Нидерландская Индия, ныне Индонезия; похоронен на Главном кладбище Вюрцбурга), немецкий писатель и художник.
Отец – Карл Август Даутендей (1819–1896), пионер дагеротипии и фотографии в целом, работавший в германских землях, а также в Российской империи, где владел мастерской в Санкт-Петербурге (1844–1862) и выполнил портреты многих представителей высшего общества и деятелей культуры.
Детство было омрачено ранней смертью матери (1873). Учился в гимназии в Вюрцбурге; в 1886 г., не завершив полного курса обучения, сдал экзамен на получение аттестата о среднем образовании, который позволил ему избежать 3-летней службы в армии. В 1886–1889 гг. осваивал основы фотографии в ателье отца. Профессия фотографа, требовавшая в те времена прежде всего технических навыков, не привлекала Даутендея, тяготевшего к занятиям изобразительным искусством, литературой и философией. Весной 1889 г. проходил 3-месячную стажировку в литографической мастерской в Женеве, после чего на полгода бежал в Санкт-Петербург к родственникам по материнской линии, стремясь освободиться от диктата отца. Возобновившиеся по возвращении ожесточённые споры с отцом привели Даутендея к нервному срыву (1891). Восстанавливался в поместье «Новый мир» в Вюрцбурге, с владелицей которого, М. Ваденкле (1854–1938), будущего писателя связывали давние близкие отношения. Здесь начал работать над первым романом «Йоза Герт» («Josa Gerth», окончен в 1892), в котором отразились впечатления от жизни в поместье и переживание юношеской любви к дочери Ваденкле, художнице Г. Ростоски (1876–1959). Произведение написано в русле психологической прозы и под влиянием «романа становления» «Нильс Люне» («Niehls Lyne», 1880) Й. П. Якобсена, который послужил прототипом одного из персонажей «Йозы Герт», доктора Викинга. В мае 1891 г. в журнале Moderne Rundschau («Современное обозрение», Вена) напечатаны первые прозаические отрывки из романа – «Из скуки» («Aus länger Weile») и «Семьдесят лет» («Siebzig Jahre»); опубликован полностью в начале 1893 г.
В декабре 1891 г. М. Даутендей окончательно покинул отчий дом и работу в фотоателье и отправился в Берлин, культурный центр Германии. В 1892 г. совершил путешествие по Европе, посетив Мюнхен, Париж, города Скандинавии. В 1893 г. присоединился к Фридрихсхагенскому кружку поэтов (ныне в черте Берлина), где свёл знакомство с многими литераторами и художниками. Под влиянием встреч со С. Георге и Р. Демелем обратился к поэзии. В дебютном сборнике «Ультрафиолет. Одинокие стихотворения» («Ultra Violett. Einsame Poesien», 1893) проявились характерные черты поэтики Даутендея – импрессионистическая образность и синестезия.
В 1896 г. женился на Анни Йохансон (1870–1945), дочери шведского торговца. В 1897–1898 гг. на наследство, полученное от отца, писатель с супругой совершил поездку по Северной Америке – от Нью-Йорка до мексиканского приграничного штата Веракрус, где надеялся вместе с друзьями основать колонию художников (планы не осуществились). В 1897 г. в Мексике опубликовал поэтические сборники «Реликвии» («Reliquien»), «Чёрное солнце» («Schwarze Sonne»), «Фаллос» («Phallus»). Вошедшие в них стихотворения 1893–1896 гг. сохраняют свойственное дебютной лирике Даутендея погружение в мир звуков, запахов и красок. Впечатления от мексиканской поездки нашли отражение в романе «Люди-хищники» («Raubmenschen», 1911), полном поэтических описаний природы и повествующем о немецком тайном дипломатическом сотруднике, который сталкивается с мексиканским «разбойничьим» миром.
По возвращении в Европу Даутендей в 1898 г. вместе с писателем К. Г. Фольмёллером (1878–1948) отправился в путешествие по Греции, влекомый идеей обрести там свою духовную родину. В 1899–1905 гг. жил преимущественно в Париже и Вюрцбурге. С конца декабря 1905 по август 1906 гг. писатель совершил кругосветное путешествие через Египет, Британскую Индию (Бирма, ныне Мьянма; Цейлон, ныне Шри-Ланка; Малайзия), Китай, Японию, страны Северной Америки.
Путешествие вдохновило Даутендея на создание наиболее значимых его произведений. Образы дальних стран воплотились в сборнике «Лингам. Азиатские новеллы» («Lingam. Asiatische Novellen», 1909), в новеллах которого впервые заметно проявилось тяготение писателя к экзотическому. В 1911 г. опубликован сборник «Восемь ликов озера Бива. Японские новеллы о любви» («Die acht Gesichter am Biwasee»; рус. пер. 1914) – наиболее известная книга Даутендея. Опыт поездки лёг в основу объёмного эпоса в стихах «Крылатая земля. Песнь любви и чудес вокруг семи морей» («Die geflügelte Erde. Ein Lied der Liebe und der Wunder um sieben Meere», 1910) и сборника новелл «Истории с четырёх сторон света» («Geschichten aus den vier Winden», 1915).
Новеллы Даутендея представляют собой красочные занимательные миниатюры, написанные в импрессионистической манере. Их герой не бежит от европейской цивилизации, обращаясь к неизведанным культурам и природе, но познаёт себя и самореализуется в столкновении с разнообразием иных образов жизни и мышления.
Драматические произведения писателя не пользовались успехом у публики, хотя и появлялись на сцене: «Госпожа Рауфенбарт. Бюргерская трагедия в трёх актах» («Frau Raufenbarth. Bürgerliche Tragödie in drei Akten», 1911; поставлена в 1911), «На стол пала тень» («Ein Schatten fiel über den Tisch», 1911; премьера 1930) и др. Единственной успешной пьесой была драма в стихах «Забавы императрицы» («Die Spielereien einer Kaiserin», 1910; премьера в Мюнхенском художественном театре, 1910; экранизация 1929, режиссёр В. Стрижевский) о жизни Екатерины I.
В автобиографической книге «Дух моего отца. Записки из ушедшего столетия» («Der Geist meines Vaters. Aufzeichnungen aus einem begrabenen Jahrhundert», 1912) Даутендей, опираясь на дневниковые записи и рассказы отца, воссоздал историю своей семьи, описал годы юности в Вюрцбурге, пробуждение интереса к поэзии, конфликтные отношения с отцом и примирение, символом которого стала эта книга. Путь поисков идентичности плотно переплетён с жизнью отца, дух которого незримо присутствует в мыслях, делах и планах рассказчика.
Книга «Размышления из годов моих странствий» («Gedankengut aus meinen Wanderjahren», в 2 томах, 1913) связывает историю становления личности писателя с культурной обстановкой Европы рубежа 19–20 вв. В 1-м томе Даутендей запечатлел литературную ситуацию в Германии в 1890–1900-х гг., рассказал о поездках в Скандинавию и о влиянии скандинавских поэтов на его раннее творчество (Й. П. Якобсен, У. Ханссон). 2-й том повествует о путешествиях в Лондон, Париж, Стокгольм; в Грецию, на Сицилию (Италия) и в Мексику; о знакомстве с будущей женой.
В начале 1910-х гг. Даутендей поселился в собственном доме в окрестностях Вюрцбурга. В 1913 г. путешествовал по Италии. В апреле 1914 г. отправился в кругосветное путешествие из Бремена на Суматру (Нидерландская Индия, ныне Индонезия), Яву (Нидерландская Индия, ныне Индонезия) и в Германскую Новую Гвинею. Возвращению в Германию помешала Первая мировая война 1914–1918 гг. В 1914 г. жил на Яве, затем до февраля 1915 г. – на Суматре, потом снова на Яве, в лагере для интернированных иностранцев. В эти годы возродился интерес Даутендея к изобразительному искусству: до 1918 г. создал более 300 акварелей, преимущественно пейзажи и жанровые сцены Юго-Восточной Азии. Сохранилось около 25, большинство представлены в Музее «им Культуршпайхер» в Вюрцбурге («Порт Приок на Яве», «Китайская лодка близ Сингапура», оба – 1914; «Шоссе близ Тосари на Яве», 1917, и др.). В 1915 г. в Медане (Суматра) вышел поэтический сборник «Бедствия большой войны: военные стихи и песни разлуки» («Des grossen Krieges Not: Kriegsgedichte und Lieder der Trennung»), в 1917 г. в Тосари (Ява) – сборник «Песнь о праздничности мира» («Das Lied der Weltfestlichkeit»).
Умер от тропической болезни.
Посмертно опубликованы дневники «Пережитое на острове Ява» («Erlebnisse auf Java», 1924) и «Последнее путешествие. Из дневников, писем и заметок» («Letzte Reise. Aus Tagebüchern, Briefen und Aufzeichnungen», 1925), написанные в свойственной Даутендею манере нанизывания на повествовательную нить образов и эпизодов.