Данзанравжаа Дулдуйтын
Да́нзанравжаа Ду́лдуйтын (монг. Дулдуйтын Данзанравжаа; Равджа, Равжай) (1803, сомон Хувсгел, ныне аймак Дорноговь, Монголия – 1856), Пятый Гобийский Нойон-хутухта, монгольский лама-«перерожденец» (хубилган), выдающийся поэт, драматург, просветитель, основатель первого монгольского театра. Родился в бедной семье. По легенде, его мать умерла, и он воспитывался отцом, однако ранние биографии поэта говорят, что он, наоборот, жил с матерью. Уже в детстве проявил поэтическую одарённость. В 1809 г. принял начальные обеты послушника (банди) в буддийском монастыре. В 1811 г. был признан Пятым Гобийским Нойон-хутухтой, но втайне от цинских властей, т. к. те запретили поиск перерожденцев этой линии. Позднее Данзанравжаа учился у Третьего Джанджа-хутухты (1787–1846).
Завершив обучение в начале 1820-х гг., Данзанравжаа основал целый ряд монастырей. Центральным стал Хамарын-хийд (ныне сомон Хатанбулаг аймака Дорноговь). При этом монастыре Данзанравжаа основал начальную школу, библиотеку, театр и музей. Коллекция музея насчитывала около 10 тыс. предметов, включая работы Данзанравжаа, предметы, собранные во время поездок, подарки, религиозные и театральные экспонаты. Основанный Данзанравжаа театр «Саран хухуу» (с монг. Лунная кукушка) был первым в Монголии профессиональным театром. В спектаклях повествование сопровождалось песнями и танцами. Главной пьесой было «Жизнеописание Лунной кукушки», основанное на тибетской буддийской дидактической повести. Пьеса впервые была представлена в 1833 г. Данзанравжаа написал либретто, сочинил музыку, разработал костюмы и сам поставил спектакль. В начальной школе при монастыре мальчики и девочки из разных семей изучали тибетский и монгольский языки, литературу, математику, историю, музыку и танцы. По окончании школы многие из них работали в театре.
Наследие Данзанравжаа включает более 300 поэтических произведений, более 100 песен, исторические и религиозно-философские сочинения, пьесы. Писал на монгольском и тибетском языках. Некоторые произведения, например «Знаки совершенства» (монг. «Yлэмжийн чанар»), до сих пор популярны в народе. Также он создал десятки изображений на религиозные темы.
В своих произведениях Данзанравжаа критиковал современное ему общество, осуждал лицемерие, злоупотребления лам и цинских властей. Умер при загадочных обстоятельствах, возможно, был отравлен. После его смерти власти закрыли театр и школу и запретили любую деятельность монастыря Хамарын-хийд за исключением сугубо религиозной. Чтобы сохранить наследие Данзанравжаа, его помощник Балчинчойжоо упаковал книги, картины, костюмы, подарки и другие ценные вещи в ящики и разместил в двух храмах. После его смерти хранителями наследия поэта стали потомки Балчинчойжоо. Так возникла традиция хранителей (тахилч) наследия Данзанравжаа, которая сохранилась до 21 в. В 1930-е гг. во время антирелигиозной кампании тахилч закопал сундуки с наследием Данзанравжаа неподалёку от монастыря.
Данзанравжаа описывают, с одной стороны, как выдающегося буддийского деятеля, ламу-созерцателя, с другой стороны, есть множество историй, где он предстаёт в образе пьяницы, дебошира, устраивающего дикие оргии.
Интерес к творчеству Данзанравжаа был возрождён в конце 1950-х гг. после обнаружения монгольской версии «Жизнеописания Лунной кукушки».