Cool Japan
Cool Japan (англ. крутая, прикольная Япония; япон. クールジャパン), стратегия культурной политики Японии, в рамках которой оказывается государственная поддержка продуктам креативной экономики: аниме, манге, видеоиграм.
Cool Japan стала следствием и попыткой государства использовать в своих интересах успех аниме, манги и видеоигр на международном рынке, случившийся на фоне общего упадка японской экономики в 1990-х гг. Появившиеся в тот период каналы сбыта позволили лицензировать и продавать медиапродукты современной японской культуры в переводах на европейские языки. К 2004 г. 60% мировой анимации производилось в Японии. В СМИ, академических кругах и в государственных учреждениях японскую популярную культуру стали рассматривать как политику «мягкой силы». Само название «Cool Japan» было заимствовано из статьи 2002 г. американского журналиста Д. Макгрея «Japan’s Gross National Cool» («Валовая национальная крутость Японии») (McGray. 2002), где автор ставил вопрос о том, почему, располагая таким ресурсом, Япония не использует его для укрепления своего политического, экономического и социального влияния в мире. Название было подхвачено японскими чиновниками и политиками, которые начали использовать термин Cool Japan как название для курса культурного брендинга и культурного экспорта.
Аниме, манга, видеоигры долгое время рассматривались японским правительством как продукты сугубо развлекательные, не имеющие какой бы то ни было культурной и промышленной ценности. Однако с 1990-х гг. эти продукты креативной экономики получили признание на восточноазиатском рынке, несмотря на растущие в то время противоречия, связанные с изменившимся курсом политики памяти о 2-й мировой войне (события того времени получают новую трактовку. Например, японские политики начали посещать храм Ясукуни, где в числе душ воинов, которым он посвящён, находятся люди, признанные Токийским трибуналом военными преступниками), который начинает проводить японское правительство. Японское правительство стремилось использовать этот ресурс, чтобы выйти из затянувшегося экономического кризиса и обеспечить стране место лидера в Восточной Азии. В марте 2002 г. был создан Стратегический совет по интеллектуальной собственности, возглавляемый премьер-министром Японии. Он выработал новую политику, целью которой было сделать основой японской экономики интеллектуальную собственность (имелись в виду технологии, дизайн, бренды, музыка, кино, манга, аниме и игровое программное обеспечение) в противовес промышленности, которая традиционно была стратегически значимой отраслью. В июне 2010 г. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии создало Офис по продвижению креативной экономики в рамках концепта Cool Japan, а в 2012 г. была учреждена должность министра по стратегии Cool Japan. В ноябре 2013 г. также был основан фонд Cool Japan, главными целями которого стали продвижение за рубеж эксклюзивных японских товаров и коммерциализация креативных сфер деятельности. В настоящий момент за реализацию стратегии Cool Japan отвечает сразу несколько министерств и государственных учреждений: помимо вышеупомянутых Министерства, Офиса и Фонда, Министерство иностранных дел Японии проводит «дипломатию популярной культуры» (амбассадором её является персонаж Дораэмон); Министерство сельского хозяйства, лесных угодий и рыбного промысла Японии популяризирует туризм в рамках стратегии; Японская организация содействия развитию внешней торговли (JETRO) способствует росту популярности традиционных японских напитков.
До конца 1990-х гг. продукты креативной экономики экспортировались безо всякой привязки к национальному образу Японии, более того, культурная специфика в них временами целенаправленно уничтожалась. Однако с начала 2000-х гг. спрос на такие культурно окрашенные продукты начал расти. Вслед за частным сектором на эту особенность обратило внимание правительство Японии, и в «Программе по продвижению интеллектуальной собственности» за 2005 г. появился гибридный концепт брендирования страны, состоявший не только из обычных составляющих Cool Japan – манги, аниме и видеоигр, – но также и из продуктов, которые должны были воплощать традиционную культуру, – японской кухни, моды, J-pop, региональных брендов и продуктов (примером могут служить кисточки из Кумано, изготовляемые по уникальной местной технологии). К 2012 г. в этот список также входили литература, архитектура, дизайн, туризм, реклама, радио- и телепередачи, фильмы и сериалы, предметы искусства и ремесленные изделия. Подобное сочетание обосновывалось тем, что всё вышеперечисленное – это части одной и той же культурной традиции, основанной на простоте и гармонии. Как указывает израильская японистка М. Далиот-Бул (Daliot-Bul M. 2009), даже поверхностное знакомство с современной японской культурой позволяет понять, что такие элементы, как простота и гармония, не являются для неё обязательными. Подобным образом Cool Japan вписывается в дискурс самоэкзотизирования, который используется в послевоенной Японии для выстраивания национальной и культурной идентичности. Демонстрация миру ценности японской культуры и лучших качеств её создателей служит для попытки забвения колониального прошлого и достижения нового политического будущего.
Со стороны государства усилия по распространению продуктов японской современной культуры заключаются в организации и поддержке международных выставок, конференций и симпозиумов; международных конкурсов искусства, дизайна и медиа; молодёжных фестивалей, мероприятий с приглашением известных редакторов, блогеров и других влиятельных лиц; программ международного телевещания (NHK World, Channel Japan) и интернет-порталов, сотрудничества со стриминговыми сервисами (Netflix, Amazon Prime Video); церемоний вручения премий выдающимся деятелям культуры, в том числе и неяпонским: c 2007 г. проводится вручение Международной премии манга для иностранных мангака (авторов-художников, рисующих мангу) для поощрения распространения этого вида рисованных историй. Кроме того, японское правительство активно поддерживает развитие малого и среднего регионального бизнеса и туризма.
Одним из символов Cool Japan является район Токио Акихабара, культовое место для отаку – основных потребителей современной японской медиакультуры, чья культура также получает черты бренда в рамках культурного экспорта Cool Japan. В рамках Cool Japan Акихабара становится туристической достопримечательностью благодаря магазинам по продаже аниме, манги, видеоигр и связанного с ними мерчандайза, а также уличным перформансам отаку. Подобными же достопримечательностями в стратегии развития туризма в рамках Cool Japan в Токио считаются квартал Харадзюку в районе Сибуя, известный своей уличной модой; квартал Гиндза в районе Тюо, ориентированный на продажу предметов роскоши; район Цукидзи, примечательной чертой которого становятся суши. Помимо Токио в эту стратегию вписаны города Нода (соевый соус) и Киото (исторические достопримечательности), а также острова Хоккайдо и Окинава (лыжный спорт и дайвинг).
Современный образ Японии в мире формируется также неяпонскими источниками информации: СМИ, предпринимателями и поклонниками японской культуры. Японское государство выступает в таких случаях как координатор, чья роль заключается в спонсировании проектов и их продвижении. Однако временами оно не отдаёт происходящее на откуп силам рынка и проводит активные попытки изменения публичного пространства. Например, по инициативе Министерства сельского хозяйства, лесных угодий и рыбного промысла Японии в 2006 г. в Париже в 80 ресторанах японской кухни прошла тайная инспекция, за которой благодаря статье Э. Файолы в издании Washington Post закрепилось название «полиция суши». Целью её была оценка аутентичности японских блюд и попытка введения государственной системы сертификации ресторанов японской кухни во всём мире.
У политики Cool Japan есть не только положительные стороны. Из-за попытки государства наделять медиапродукты современной японской культуры политическим значением их привлекательность на международном рынке падает. Некоторая часть этих продуктов также связана с анимированным изображением секса и насилия (хентай, эрогэ), и разница в японском и западном законодательствах относительно распространения подобных продуктов может негативно сказаться на образе Cool Japan.