Социальные программы, курсы

Cool Japan

Cool Japan (англ. крутая, прикольная Япония; япон. クールジャパン), стратегия культурной политики Японии, в рамках которой оказывается государственная поддержка продуктам креативной экономики: , , видеоиграм.

Cool Japan стала следствием и попыткой государства использовать в своих интересах успех аниме, манги и видеоигр на международном рынке, случившийся на фоне общего упадка японской экономики в 1990-х гг. Появившиеся в тот период каналы сбыта позволили лицензировать и продавать медиапродукты современной японской культуры в переводах на европейские языки. К 2004 г. 60% мировой анимации производилось в Японии. В СМИ, академических кругах и в государственных учреждениях японскую популярную культуру стали рассматривать как политику . Само название «Cool Japan» было заимствовано из статьи 2002 г. американского журналиста Д. Макгрея «Japan’s Gross National Cool» («Валовая национальная крутость Японии») (), где автор ставил вопрос о том, почему, располагая таким ресурсом, Япония не использует его для укрепления своего политического, экономического и социального влияния в мире. Название было подхвачено японскими чиновниками и политиками, которые начали использовать термин Cool Japan как название для курса культурного брендинга и культурного экспорта.

Аниме, манга, видеоигры долгое время рассматривались японским правительством как продукты сугубо развлекательные, не имеющие какой бы то ни было культурной и промышленной ценности. Однако с 1990-х гг. эти продукты креативной экономики получили признание на восточноазиатском рынке, несмотря на растущие в то время противоречия, связанные с изменившимся курсом политики памяти о 2-й мировой войне (события того времени получают новую трактовку. Например, японские политики начали посещать храм Ясукуни, где в числе душ воинов, которым он посвящён, находятся люди, признанные военными преступниками), который начинает проводить японское правительство. Японское правительство стремилось использовать этот ресурс, чтобы выйти из затянувшегося экономического кризиса и обеспечить стране место лидера в Восточной Азии. В марте 2002 г. был создан Стратегический совет по интеллектуальной собственности, возглавляемый премьер-министром Японии. Он выработал новую политику, целью которой было сделать основой японской экономики интеллектуальную собственность (имелись в виду технологии, дизайн, бренды, музыка, кино, манга, аниме и игровое программное обеспечение) в противовес промышленности, которая традиционно была стратегически значимой отраслью. В июне 2010 г. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии создало Офис по продвижению креативной экономики в рамках концепта Cool Japan, а в 2012 г. была учреждена должность министра по стратегии Cool Japan. В ноябре 2013 г. также был основан фонд Cool Japan, главными целями которого стали продвижение за рубеж эксклюзивных японских товаров и коммерциализация креативных сфер деятельности. В настоящий момент за реализацию стратегии Cool Japan отвечает сразу несколько министерств и государственных учреждений: помимо вышеупомянутых Министерства, Офиса и Фонда, Министерство иностранных дел Японии проводит «дипломатию популярной культуры» (амбассадором её является персонаж Дораэмон); Министерство сельского хозяйства, лесных угодий и рыбного промысла Японии популяризирует туризм в рамках стратегии; Японская организация содействия развитию внешней торговли (JETRO) способствует росту популярности традиционных японских напитков.

До конца 1990-х гг. продукты креативной экономики экспортировались безо всякой привязки к национальному образу Японии, более того, культурная специфика в них временами целенаправленно уничтожалась. Однако с начала 2000-х гг. спрос на такие культурно окрашенные продукты начал расти. Вслед за частным сектором на эту особенность обратило внимание правительство Японии, и в «Программе по продвижению интеллектуальной собственности» за 2005 г. появился гибридный концепт брендирования страны, состоявший не только из обычных составляющих Cool Japan – манги, аниме и видеоигр, – но также и из продуктов, которые должны были воплощать традиционную культуру, – японской кухни, моды, , региональных брендов и продуктов (примером могут служить кисточки из Кумано, изготовляемые по уникальной местной технологии). К 2012 г. в этот список также входили литература, архитектура, дизайн, туризм, реклама, радио- и телепередачи, фильмы и сериалы, предметы искусства и ремесленные изделия. Подобное сочетание обосновывалось тем, что всё вышеперечисленное – это части одной и той же культурной традиции, основанной на простоте и гармонии. Как указывает израильская японистка (Daliot-Bul M. 2009), даже поверхностное знакомство с современной японской культурой позволяет понять, что такие элементы, как простота и гармония, не являются для неё обязательными. Подобным образом Cool Japan вписывается в дискурс самоэкзотизирования, который используется в послевоенной Японии для выстраивания национальной и культурной идентичности. Демонстрация миру ценности японской культуры и лучших качеств её создателей служит для попытки забвения колониального прошлого и достижения нового политического будущего.

Со стороны государства усилия по распространению продуктов японской современной культуры заключаются в организации и поддержке международных выставок, конференций и симпозиумов; международных конкурсов искусства, дизайна и медиа; молодёжных фестивалей, мероприятий с приглашением известных редакторов, блогеров и других влиятельных лиц; программ международного телевещания (NHK World, Channel Japan) и интернет-порталов, сотрудничества со стриминговыми сервисами (, Amazon Prime Video); церемоний вручения премий выдающимся деятелям культуры, в том числе и неяпонским: c 2007 г. проводится вручение Международной премии манга для иностранных (авторов-художников, рисующих мангу) для поощрения распространения этого вида рисованных историй. Кроме того, японское правительство активно поддерживает развитие малого и среднего регионального бизнеса и туризма.

Одним из символов Cool Japan является район Акихабара, культовое место для – основных потребителей современной японской медиакультуры, чья культура также получает черты бренда в рамках культурного экспорта Cool Japan. В рамках Cool Japan Акихабара становится туристической достопримечательностью благодаря магазинам по продаже аниме, манги, видеоигр и связанного с ними мерчандайза, а также уличным перформансам отаку. Подобными же достопримечательностями в стратегии развития туризма в рамках Cool Japan в Токио считаются квартал Харадзюку в районе Сибуя, известный своей уличной модой; квартал Гиндза в районе Тюо, ориентированный на продажу предметов роскоши; район Цукидзи, примечательной чертой которого становятся . Помимо Токио в эту стратегию вписаны города Нода (соевый соус) и Киото (исторические достопримечательности), а также острова Хоккайдо и Окинава (лыжный спорт и дайвинг).

Современный образ Японии в мире формируется также неяпонскими источниками информации: СМИ, предпринимателями и поклонниками японской культуры. Японское государство выступает в таких случаях как координатор, чья роль заключается в спонсировании проектов и их продвижении. Однако временами оно не отдаёт происходящее на откуп силам рынка и проводит активные попытки изменения публичного пространства. Например, по инициативе Министерства сельского хозяйства, лесных угодий и рыбного промысла Японии в 2006 г. в Париже в 80 ресторанах японской кухни прошла тайная инспекция, за которой благодаря статье Э. Файолы в издании Washington Post закрепилось название . Целью её была оценка аутентичности японских блюд и попытка введения государственной системы сертификации ресторанов японской кухни во всём мире.

У политики Cool Japan есть не только положительные стороны. Из-за попытки государства наделять медиапродукты современной японской культуры политическим значением их привлекательность на международном рынке падает. Некоторая часть этих продуктов также связана с анимированным изображением секса и насилия (, эрогэ), и разница в японском и западном законодательствах относительно распространения подобных продуктов может негативно сказаться на образе Cool Japan.

  • Японская популярная культура
  • Культура народов Азии