Чирипа
Чирипа́ (chiripá, nhandeva, ñandeva; варианты этнонима: ava guaraní, tsiripá, txiripá, avakatueté, apytare, apapocuva; цирипа, апытаре, аба, ава; самоназвание aba – «человек», «люди»), народ группы гуарани на юго-востоке Парагвая (департаменты Канендию, Альто-Парана, восток Сан-Педро, Каагуасу и Каасапа), юго-востоке Бразилии (дисперсно в штатах Мату-Гросу-ду-Сул, Парана, Риу-Гранди-ду-Сул, Санта-Катарина) и северо-востоке Аргентины (провинция Мисьонес). Говорят на языке чирипа-ньяндева (ава-гуарани), близком языку гуарани, а также на испанском и португальском языках. Имеется диалект – апапокува. Письменность на основе латинского алфавита.
Численность в Парагвае составляет 2,5 тыс. человек (2012, перепись), в Бразилии – 8,6 тыс. человек (2010, перепись), в Аргентине – 17,9 тыс. человек (ава-гуарани; 2010, перепись). Большинство чирипа – христиане (в основном католики, есть также протестанты), часть сохраняет традиционные верования.
Контакты с европейцами существовали с середины 16 в. В 17–18 вв. чирипа жили при иезуитских миссиях. К началу 1960-х гг. под натиском колонистов утратили бо́льшую часть своих земель.
Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов Южной Америки, близка к культуре кайюа и мбыа. Занимаются подсечно-огневым земледелием, охотой, рыболовством, собирательством. Расширенная семья составляет общину, владеющую территорией (текоа). Брак в основном уксорилокальный.
Для мифологии характерны фигуры верховного бога Нандерувучу (Нашего Большого Отца), его жены Ньяндечы (Нашей Матери) и их детей-близнецов, первого шамана Ньяндерыкэй, бога грозы Тупажу, сюжеты о поиске земли без зла. Были развиты шаманизм, коллективные танцы в общественном доме. Известен обычай кувады. Практикуется инициация девочек, сопряжённая с затворничеством и обрезанием волос.
Музыкальные инструменты – погремушка-маракас, полый бамбуковый цилиндр, издающий при ударе о землю глухой звук (среди женщин), флейты.
Ныне проявляют высокую политическую активность в отстаивании своих прав. Часть чирипа живёт в городах.