Чинтолгой
Чинтолго́й (Чинтолгой-балгас; монг. Чин толгойн балгас), средневековое городище к востоку от сомонного центра Дашинчилэн (Булганский аймак, Центральная Монголия). Названо по горе Чинтолгой, расположенной в 800 м к северу от памятника. Первое научное описание составлено А. М. Позднеевым в конце 19 в. В 20 в. городище обследовалось Д. Д. Букиничем, С. В. Киселёвым, Х. Пэрлээ и др. Наиболее масштабные раскопки проведены в 2004–2008 гг. российско-монгольской экспедицией под руководством Н. Н. Крадина (Россия) и А. Очира (Монголия).
Городище представляет собой вытянутый в направлении север – юг прямоугольник со сторонами 1256 × 655 м. Окружено двумя валами и рвом между ними. Основной вал – внутренний, высотой 3–5 м, шириной у основания до 35 м. Сооружён традиционным для китайского градостроительства методом насыпки земли слоями и их последующей утрамбовки (ханту). Город имел 35 башен (4 угловых и 31 фронтальную) и 5 ворот с Г-образным захабом. Внутренняя площадь памятника разделена валом на две равные части (северную и южную). В процессе раскопок выявлены квартальная застройка и улицы – одна длинная, проходящая с севера на юг, и две поперечные, разделяющие каждую из частей города по линии запад – восток. Здания часто перестраивались, в ряде случаев новая постройка возводилась на остатках предыдущей. Некоторые строения включали систему отопления (каны). В юго-восточном углу северной части городища обнаружены две скульптуры черепах из серого гранита с отбитыми головами. В каждой имелись пазы для стел. К западу от городища зафиксированы неукреплённые поселения, к югу, за руслом реки, – остатки гончарных печей.
На городище найдено большое количество фрагментов архитектурных украшений, плоской (нижней) и желобчатой (верхней) черепицы, включая концевые диски, обрамлённые жемчужником и украшенные зооморфными ликами. Из индивидуальных находок особый интерес представляют фарфоровая фигурка человека с собакой в руке, фарфоровая лошадка, зубные щётки, костяные игральные кубики, фрагменты тушечниц и др.
Среди характерных форм керамических сосудов – корчаги, горшки, вазы, бутылевидные сосуды, чашки, миски, тазы, поддоны. Фарфоровая посуда представлена в основном фрагментами чаш, покрытых белой глазурью (сорт динъяо, Северный Китай). На некоторых чашах имеется растительный орнамент. Среди глазурованной посуды выделяются бутылевидные сосуды, покрытые оливковой глазурью разных оттенков от бледно-серого до чёрного.
Металлические изделия представлены гвоздями, наконечниками стрел, панцирными пластинами, пряжками, конской упряжью, китайскими бронзовыми монетами династий Тан и Сун. Найдены также изделия из чугуна: фрагменты котлов, втулки ступиц тележных колёс; бронзовые кольца и др.
Среди костяных изделий выделяются накладки на лук, игральные альчики.
На памятнике обнаружена керамика уйгурского времени, но связанного с уйгурами культурного слоя выявлено не было. Скорее всего, укреплённое городище построено в 1004 г. во время существования киданьской империи Ляо и, судя по письменным источникам, называлось Чжэньчжоу. В целях усиления своего влияния на приграничные с монгольскими племенами земли, в Чжэньчжоу было направлено 20 тыс. киданьских воинов для несения воинской службы и 700 семей бохайцев, чжурчжэней и ханьцев для занятия земледелием. Город регулярно подвергался набегам кочевников. Внутри обнаружены незастроенные участки, возможно, служившие для укрытия населения во время вражеских набегов. В 1013 г. Чжэньчжоу больше месяца осаждали дадани.
После падения государства Ляо (1125) часть киданей под натиском чжурчжэней отступила на запад. Чжэньчжоу стал одним из опорных пунктов для войска Елюя Даши. Кидани покинули город в 1130 г.
Возможно, в 1220-х гг. через развалины городища проезжал даосский мудрец Чанчунь (Цю Чуцзи), когда его вызвал к своему двору Чингисхан, стремившийся получить от монаха эликсир бессмертия. В описании путешествия упоминается опустевший город, где путники видели две каменные скульптуры черепах, а также стелу с киданьскими надписями.