«Четвёртая волна» советской фантастики
«Четвёртая волна́» сове́тской фанта́стики, поколение советских писателей-фантастов преимущественно 1950-х гг. рождения, дебютировавших в прессе и коллективных сборниках в 1970-х – начале 1980-х гг. и выпустивших первые книги в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Авторов объединял общий интерес к неразрешимым этическим конфликтам в основе сюжета, близость к литературным семинарам и советскому движению клубов любителей фантастики. К «четвёртой волне» традиционно относят писателей В. Т. Бабенко, Э. В. Геворкяна, В. В. Покровского, А. Н. Измайлова, С. В. Логинова, В. М. Рыбакова, А. М. Столярова, А. Г. Лазарчука, М. Г. Успенского, Е. Ю. и Л. А. Лукиных, Н. Т. Чадовича и Ю. М. Брайдера, Д. М. Трускиновскую, Б. Г. Штерна, Е. И. Филенко, А. К. Кубатиева и др.
Теория о трёх поколениях советских фантастов впервые встречается в монографии ленинградского литературоведа А. Ф. Бритикова (1.2.1926–15.3.1996) «Русский советский научно-фантастический роман», охватывавшей историю советской фантастики с 1917 до 1960-х гг. Той же хронологии придерживается Б. Н. Стругацкий (15.4.1933–19.11.2012) в статье «Четвёртое поколение», предисловии к сборнику «Фантастика. Четвёртое поколение». Черновик этой статьи впервые опубликован в книге «Стругацкие. Материалы к исследованию. Письма, рабочие дневники. 1978–1984» и датирован 24 сентября 1980 г. Выражение «четвёртая волна» закрепилось в самодеятельной прессе любителей фантастики в конце 1980-х гг. (журналы «Оверсан», «Измерение-Ф», «Сизиф» и пр.). Критик С. В. Бережной дал краткое определение «четвёртой волны», сложившееся к середине 1990-х гг.: «Устоявшееся название целого поколения отечественных авторов-фантастов, начинавших писать в 1960–1980-х годах, но в советское время крайне мало издававшихся» (Бережной. 1996).
Начало формирования «четвёртой волны» совпало с изменением издательской политики, произошедшим в СССР в начале 1970-х гг. Советские фантасты, дебютировавшие в 1950–1960-х гг., на старте своей карьеры не испытывали критических трудностей с публикациями. В отличие от них представители «четвёртой волны» писали преимущественно в стол. Так, первая публикация В. Т. Бабенко пришлась на 1973 г., первая авторская книга вышла в 1990 г.; первая публикация С. В. Логинова – 1975 г., первая книга – 1990 г.; первая публикация Э. В. Геворкяна – 1973 г., первая книга – 1995 г.; дебютная публикация В. М. Рыбакова состоялась в 1979 г., первая авторская книга появилась в 1990 г. – и т. д. Единственная в СССР профильная редакция фантастики издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» под разными предлогами отклоняла рукописи и не опубликовала ни одной книги авторов «четвёртой волны» до начала 1990-х гг.
Авторы этого поколения работали в разных поджанрах: детективная фантастика («Правила игры без правил» Э. В. Геворкяна), социальная фантастика («Доверие» В. М. Рыбакова), сатирическая фантастика («Горыныч» Б. Г. Штерна), бытовая фантастика («Каникулы и фотограф» Л. А. и Е. Ю. Лукиных), историческая фантастика («Смирный Жак» С. В. Логинова) и т. д. Писатели «четвёртой волны» использовали широкий спектр стилистических приёмов, от гротеска (М. Г. Успенский) и элементов абсурдистской прозы (А. М. Столяров) до потока сознания (А. Г. Лазарчук). Издатели находили в рукописях этих авторов стилистическую, сюжетную, идеологическую чуждость предшествовавшей им советской фантастике. Во многом именно это расхождение с официальной идеологической линией объединяло разных по манере, творческому почерку, литературным предпочтениям писателей.
Главными площадками для обмена рукописями и их обсуждения оставались Московский семинар молодых писателей-фантастов, в число руководителей которого входили Е. Л. Войскунский (9.4.1922–3.7.2020), Д. А. Биленкин (21.9.1933–28.7.1987), А. Н. Стругацкий (28.8.1925–12.10.1991) и другие фантасты старшего поколения; Ленинградский семинар, с 1974 г. работавший под бессменным руководством Б. Н. Стругацкого, и ежегодный Всесоюзный семинар молодых фантастов и приключенцев, впервые прошедший в Доме творчества Малеевка в 1982 г.
Произведения авторов «четвёртой волны» регулярно печатались в альманахе «НФ» издательства «Знание», в научно-популярных журналах «Вокруг света», «Знание – сила», «Наука и религия» и «Химия и жизнь»; отдельные рассказы, повести и подборки участников Московского, Ленинградского и Малеевского семинаров выходили в литературных журналах «Нева» и «Аврора» (Ленинград), «Урал» (Свердловск), «Даугава» (Рига), альманахах «Мир приключений» (Москва), «Поиск-87» (Пермь), сборниках «Современная фантастика», «Цех фантастов», «Меньше – больше», «Мистификация» (Ленинград), «Снежный август» (Новосибирск) и др. Большая часть этих публикаций пришлась на 1986–1990 гг.
Несмотря на скудность и малодоступность публикаций, творчество писателей «четвёртой волны» вызывало ажиотаж в рядах организованных любителей фантастики. «Великое кольцо» – первая в СССР премия фандома, учреждена в 1982 г., вручалась в 1983–1994 гг. за предыдущие годы. В 1983–1985 гг. премия вручалась по результатам голосования клубов любителей фантастики, а в 1986–1993 гг. – по итогам персонального анкетирования, ежегодно доставалась молодым фантастам (Э. В. Геворкяну, Л. А. и Е. Ю. Лукиным, А. М. Столярову и др.) как минимум в одной номинации. Издатель фэнзина «Оверсан» и журнала «ИнтеркомЪ» А. Е. Чертков прокомментировал близость авторов и фанатов: «Советские любители фантастики в основном были так же молоды, как и начинающие авторы-фантасты, поэтому между читательскими клубами и писательскими семинарами начала возникать довольно тесная связь… Начиная с 1987 года уже практически сформировавшаяся "четвёртая волна" и советское КЛФ-движение оказались тесно связаны и переплетены – и благодаря общим конвентам, фестивалям фантастики, и посредством общих издательских проектов» (Владимирский. 2020).
В мае 1988 г. по инициативе новосибирского писателя В. И. Пищенко при издательско-полиграфическом объединении ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» было создано Всесоюзное творческое объединение молодых писателей-фантастов (ВТО МПФ). За 7 лет издательской деятельности ВТО МПФ провело десятки семинаров, выпустило более 100 книг, включавших в том числе и произведения авторов «четвёртой волны»: Л. А. и Е. Ю. Лукиных, С. В. Логинова, Д. М. Трускиновской, Л. В. Кудрявцева, А. Г. Бачило, С. В. Казменко и др.
В 1989 г. ленинградская издательская группа под руководством писателя и участника Ленинградского семинара Н. Ю. Ютанова запустила серию «Новая фантастика», ориентированную на издание авторских книг представителей «четвёртой волны». В рамках серии успели выйти роман В. М. Рыбакова «Очаг на башне», сборники А. М. Столярова «Изгнание беса» и А. Г. Лазарчука «Опоздавшие к лету» (первые три произведения). В 1990 г. группа составила костяк издательства Terra Fantastica (Ленинград) и в дальнейшем неоднократно принимала участие в подготовке книг А. М. Столярова, А. Г. Лазарчука, В. М. Рыбакова, Б. Г. Штерна, М. Г. Успенского, Е. Ю. Лукина, Д. М. Трускиновской, Л. В. Кудрявцева.
Бо́льшая часть рукописей авторов «четвёртой волны», накопившихся за десятилетия, увидела свет уже в начале 1990-х гг. и собрала наиболее авторитетные жанровые премии бывшего СССР: «Интерпресскон», «Странник» (Санкт-Петербург), «Старт» (Екатеринбург) и т. д. Однако участники Московского, Ленинградского и Малеевского семинаров проиграли коммерческую конкуренцию переводной фантастике, массово хлынувшей на отечественный книжный рынок, и в основном оказались не в состоянии работать в том темпе, который диктовали новые экономические условия. В дальнейшем пути представителей «четвёртой волны» разошлись и писателям пришлось бороться за читательскую аудиторию на равных с авторами следующего поколения: С. В. Лукьяненко, М. В. Семёновой, Г. Л. Олди, В. О. Пелевиным, М. Ю. и С. С. Дяченко и др.
Наиболее резонансные произведения 1990–2000 гг. – роман «Многорукий бог Далайна» (1994) С. В. Логинова, первые три романа цикла «Там, где нас нет» (1995–1998) М. Г. Успенского, роман «Посмотри в глаза чудовищ» (1997) А. Г. Лазарчука и М. Г. Успенского, цикл В. М. Рыбакова «Евразийская симфония» (2000–2005, под псевдонимом Хольм ван Зайчик в соавторстве с И. А. Алимовым) – уже не оценивались читателями и критиками как произведения авторов одной «волны».