Библиографический источник

Чемпионы мира

каталог выставки / Виктор Мизиано, Ольга Турчина, Пакита Эскофе Миро, Евгения Гершкович

Заглавие:

Чемпионы мира

Место издания:

Москва

Издатель:

Московский музей современного искусства

Дата издания:
Объём:

272 с.

ISBN:

978-5-6044419-3-0

Аннотация:

Издание приуроченок выставке "Чемпионы мира. Взмахи радости" 14.12.2021 - 13.02.2022. Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективную выставку арт-группы «Чемпионы мира»: самого дерзкого и веселого объединения конца 1980-х — начала 1990-х, выросшего из компании школьных друзей. В экспозиции будет представлено более 200 произведений живописи, графики, объектов и работ на ткани, созданных в период с 1986-го по 1990 гг. Ряд акций и перформансов группы будет реконструирован по фотографиям и документациям, поскольку художественная практика «Чемпионов мира» часто подразумевала создание работы и последующее ее немедленное уничтожение. По словам кураторов работа над выставкой напоминала «сложение элементов головоломки, детективное расследование, поиск «неизвестных чемпионов». Каждое найденное произведение группы становилось несомненной победой, превращалось буквально в находку археолога. С 1985 года на Советский Союз безудержной волной надвинулась так называемая перестройка — всеобщее изменение правил жизни, поиски новой идеологии, ускорение социально-экономического развития со всеми сюрпризами и выпадающими в процессе скелетами из пыльных шкафов. Менялось русло течения жизни в стране и возникла группа молодых художников, назвавшихся «Чемпионы мира», которые тонко почувствовав время, начали играть с ветром перемен и создавать сиюминутные жесты. Гия Абрамишвили, Константин Зведочётов, Константин Латышев, Борис Матросов, Андрей Яхнин (в разное время в акциях группы участвовали Игорь Зайдель, Вадим Фишкин, Гор Чахал (Оганесян), Владимир Шваюков и другие) назвали своё объединение «Чемпионы мира» в честь их неоспоримого первенства, провозглашенного ими самими, призванного вывести группу из общей массы художественного контекста и вознести её над уже сделанным ранее в искусстве. Название группы означало, что художники, основавшие ее, должны всегда и везде быть первыми. Объединение московских авторов пародировало военно-спортивную организацию и бригадный метод работы с одной стороны, и рок-н-ролльное хулиганство с другой. Знаменитые своими абсурдными и часто хулиганскими акциями, как, например, «Взмахи радости», когда каждый из участников группы всеми подручными средствами рисовал что-то свое на прикрепленном к стене листе бумаги; или, например, «Серое море», когда Абрамишвили привез бутылку воды из Белого моря, Звездочетов — из Черного, а участники вырыли небольшое отверстие в земле, смешав воду из обеих бутылок, и получилось Серое море, о чем и были направлены соответствующие уведомления в официальные инстанции. Провокативные акции, концерты и фильмы, принесшие им репутацию «панк-художников» были отчасти «аллергической реакцией» на практику современного искусства в целом. Группа просуществовала с 1986-го по 1988-й год, а в 1989-1990 годах некоторые участники продолжали создавать совместные станковые произведения. По словам художника Бориса Матросова группа долго и тяжело расставалась: «...мы существовали по рок-н-ролльной легенде. За исключением того, что постоянно менялись ролями: каждый по очереди был то бас-гитаристом, то барабанщиком. Но это не помогло. Группа распалась по той же рок-н-ролльной схеме — каждый начал делать сольные пластинки».

Язык текста:

Русский

Дата публикации:
Дата публикации: