Битон Сесил
Би́тон Се́сил (Cecil Beaton; Сесил Уолтер Харди Битон, Cecil Walter Hardy Beaton) (14.1.1904, Лондон – 18.1.1980, Брод-Чалк, Уилтшир), британский фотограф, график, художник по костюмам.
Сын Эрнеста Битона (1867–1936), преуспевающего торговца древесиной, владельца компании Beaton Brothers Timber Merchants and Agents, и дочери кузнеца Эстер Битон (1872–1962; урождённая Сиссон). Получил среднее образование в школе-интернате Хит-Маунт в Хертфордшире (1913–1916), школе Святого Киприана в Истборне, Восточный Суссекс (около 1916 – 1918), привилегированной школе для мальчиков Харроу близ Лондона (1918–1922). В 1922 г. поступил в Колледж Святого Иоанна в Кембридже, где изучал историю и архитектуру, но в 1925 г. оставил учёбу и не получил диплом. Работал в компании отца и в фирме по торговле цементом. Этот опыт, однако, не принёс ему удовлетворения, и продолжению семейного дела он предпочёл фотографию. На рубеже 1920–1930-х гг. создавал дизайн книжных обложек, ассистировал в ателье фотографа П. Танкерея.
Начал заниматься фотографией в подростковом возрасте: первая камера появилась у него в 11 лет; свои снимки рассылал по редакциям, зачастую обращаясь от лица агента, рекомендовавшего к рассмотрению работы молодого автора. Студентом опубликовал свой первый снимок в журнале Vogue. В 1927 г. показал свои фотографии на выставке в галерее Кулинг в Лондоне. На его ранних портретах запечатлены представители британской золотой молодёжи (двойной портрет Зиты и Терезы Юнгман, 1927). Первыми и постоянными моделями Битона стали сёстры Нэнси Битон (1909–1999; в замужестве Смайли) и Барбара Битон (1912–1973; в замужестве Хамбро), для которых он придумывал светские образы. Одна из самых известных работ этого периода – портрет Нэнси Битон на «Галактическом балу» в образе падающей звезды (1928).
В 1928 г. впервые приехал в США, где подписал эксклюзивный контракт с издательским домом Condé Nast. Съёмка знаменитостей заняла центральное место в творчестве Битона; при этом он также писал статьи и выполнял графические иллюстрации для журналов. Начав с британской аристократии и художественных кругов, он вскоре расширил сеть своих знакомств и сблизился с американской светской публикой. Так, в разное время ему позировали писатель О. Хаксли, дизайнеры Э. Скьяпарелли, Коко Шанель, художники Ф. Бэкон и Э. Уорхол, актёры Ф. Астер, Г. Гарбо, О. Хепбёрн, супермодель Твигги, рок-музыкант М. Джаггер, артисты балета Р. Х. Нуреев, М. М. Плисецкая и др.
С 1930-х гг. выполнял заказы Букингемского дворца в Лондоне. На его работах – благоволившая ему супруга Георга VI королева Елизавета и её дочери – юные принцессы Маргарет и Елизавета (будущая Елизавета II). В 1937 г. снимал свадьбу герцога и герцогини Виндзорских – отрёкшегося от престола Эдуарда VIII и У. Симпсон: Битон – единственный фотограф, приглашённый на церемонию и сделавший уникальные художественные кадры торжества (также снятый в Париже двойной портрет Эдуарда VIII и У. Симпсон, 1939). В 1950-е гг. много работал при королевском дворе (фотография принцессы Елизаветы с принцем Чарлзом, 1950), а 2 июня 1953 г. был назначен официальным фотографом церемонии коронации королевы Елизаветы II.
В 1938 г. разместил антисемитское высказывание по краю одной из своих иллюстраций к статье журналиста Ф. Крауниншилда в американском журнале Vogue (Crowninshield F. The new left wing in New York society // Vogue. 1938. P. 72–73), за что издательский дом Condé Nast расторг контракт с Битоном, а его книгу о Нью-Йорке бойкотировали американские читатели (Beaton. 1938).
С началом Второй мировой войны сотрудничал с Министерством информации Великобритании: снимал репортажи о последствиях разрушительных бомбардировок Лондона и подготовке к отправке войск на фронт (вид на колокольни собора Святого Павла в Лондоне после воздушной атаки 29 декабря 1940). Наибольшую известность приобрели его снимки о Битве за Англию 1940–1941 гг., собранные в фотоальбом «Крылатые эскадрильи» (1942), а также портрет трёхлетней девочки Эйлин Данн, помещённый на обложку журнала Life; в кадре она сидит на кровати в военном госпитале и держит в руках плюшевого медведя (Aid-raid victim // Life. 1940. 23 September). В 1942 г. Битон запечатлел ход Североафриканской кампании и посетил Александрию и Каир, затем отправился в Иран, Ирак, Палестину и Сирию. В 1943–1944 гг. побывал в Индии, Бирме, Японии и Китае.
После окончания войны принял предложение крупного кинопродюсера и режиссёра А. Корда и в качестве художника работал над спродюсированными им кинокартинами «Идеальный муж» («An ideal husband», 1947, режиссёр А. Корда) и «Анна Каренина» («Anna Karenina», 1948, режиссёр Ж. Дювивье). Создавал костюмы и декорации для бродвейских постановок «Голоса травы» («The grass harp», 1952, режиссёр Р. Льюис), «Меловой сад» («The chalk garden», 1955, режиссёр А. Марр); за лучший дизайн костюма в постановках «Кадриль» («Quadrille», 1955, режиссёр Н. Кауард), «Моя прекрасная леди» («My fair lady», 1956, режиссёр М. Харт), «Саратога» («Saratoga», 1959, режиссёр М. ДаКоста), «Коко» («Coco», 1969, режиссёр М. Бенталл) удостоен премии «Тони», а также премии «Оскар» за костюмы к фильмам «Жижи» («Gigi», 1958, режиссёр В. Миннелли) и «Моя прекрасная леди» («My fair lady», 1964, режиссёр Дж. Кьюкор). Создал костюмы и декорации для постановки оперы Дж. Пуччини «Турандот» в театре «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1961, режиссёр Н. Меррилл), повторённой затем в «Ковент-Гарден» в Лондоне (1963).
В 1971–1972 гг. выступил куратором выставки «Мода: антология Сесила Битона» в лондонском Музее Виктории и Альберта.
Костюмы, которые Битон создал для фильма «Моя прекрасная леди», умело использовали свойственную культуре 1960-х гг. ностальгию по викторианской эпохе и были особо отмечены публикой: в 2011 г. белые с чёрной отделкой платье и шляпка, в которых Элиза Дулитл в исполнении О. Хепбёрн появилась на Королевских скачках в Аскоте, были проданы на аукционе Profiles in History (США) за 4,5 млн долл.
Возведён в рыцарское достоинство (1972).