#Российские фольклористы рубежа 19–20 веков
Российские фольклористы рубежа 19–20 веков
Тег

Российские фольклористы рубежа 19–20 веков

Российские фольклористы рубежа 19–20 веков
Найденo 7 статей
Литераторы
Ончуков Николай Евгеньевич
Ончуко́в Никола́й Евге́ньевич (1872–1942), российский фольклорист, этнограф. С 1901 г. член-сотрудник, с 1907 г. действительный член Русского географического общества по Отделению этнографии. Одним из первых проводил комплексное изучение Русского Севера. В 1900–1907 гг. осуществил фольклорно-этнографические экспедиции в Чердынский уезд Пермской губернии, в Поморье, в Олонецкую и Архангельскую губернии, став первооткрывателем мощной эпической традиции (сборник «Печорские былины», 1904) и народной драмы (сборник «Северные народные драмы», 1911); выпустил сборник «Северные сказки» (1908). Собирал древние рукописи и старопечатные книги, предметы крестьянского быта, исследовал культуру старообрядцев, изучал местные памятники вогулов (манси) и коми-зырян. В 1926–1928 гг. записывал сказки в Тобольской, Ленинградской, Олонецкой губерниях. Репрессирован (в 1931 и 1939), скончался в заключении. Реабилитирован в 1989 г.
Николай Ончуков
Музыканты
Ярков Пётр Глебович
Ярко́в Пётр Гле́бович (1875–1945), исполнитель и собиратель русских народных песен, крестьянин, Герой Труда (1923). Организатор и руководитель Хора крестьян Бронницкого уезда (1921), который в 1925–1949 гг. существовал как профессиональный московский коллектив (в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 выступал на фронтах и в тылу). Занимался собирательской работой, тексты и мелодии песен запоминал и затем разучивал с хором.
Пётр Глебович Ярков
Литераторы
Миллер Орест Фёдорович
Ми́ллер Оре́ст Фёдорович (1833–1889), русский фольклорист, историк литературы, публицист. Автор первого учебного курса русского фольклора («Опыт исторического обозрения русской словесности», 1862). Докторская диссертация «Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса. Илья Муромец и богатырство киевское» (1869) – один из основных трудов по изучению русских былин. Сравнил варианты былин, привёл к ним славянские и западноевропейские параллели, выявил позднюю семантику архаичных сюжетных схем и связал своеобразие былин с русской действительностью 10–17 вв. Впервые сосредоточил внимание на принципах изображения в эпосе человека, выявил специфику эпической индивидуализации как обобщения свойств разных представителей одного этноса. Выделил три исторических периода развития русского эпоса: мифологический, эпохи Киевской Руси (включая время расцвета Владимиро-Суздальской земли) и Московский; подробно рассмотрел роль сказителей. Исследовал народные украинские думы, исторические песни, свадебный обряд. Уделял внимание проблемам взаимосвязи фольклора и литературы. В созданной на основе лекций книге «Русские писатели после Гоголя» (1–2-е издания под названием «Публичные лекции…», 1874, 1878) рассмотрел творчество А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, И. А. Гончарова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.
Портрет Ореста Фёдоровича Миллера. Последняя треть 19 в.
Литераторы
Озаровская Ольга Эрастовна
Озаро́вская О́льга Эра́стовна (1874–1933), русский фольклорист. Окончила химический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета (ныне Санкт-Петербургский государственный университет). Лаборант в Главной палате мер и весов (первая женщина – государственный служащий), помощница Д. И. Менделеева, взаимоотношения с которым описала в книге «Д. И. Менделеев : по воспоминаниям О. Э. Озаровской» (1929). В 1908–1910 гг. выступала в театре «Кривое зеркало» с юмористическими этюдами (воспоминания «Мой репертуар». 1911). Собирала русский фольклор. С 1910 г. выступала с концертными программами, включавшими произведения народного эпоса, сказки, заговоры, пословицы. С 1911 г. в Москве. Преподавала выразительное чтение на Высших женских курсах и в Университете Шанявского. Основала театральную Студию живого слова (1911), составила хрестоматию «Школа чтеца» (1914). Из поездки в Архангельскую губернию (1915) привезла сказительницу М. Д. Кривополенову, активно участвовала в её дальнейшей судьбе. Произведения, рассказанные Кривополеновой, включила в книгу «Бабушкины старины» (1916). Образцы народного творчества представлены в её сборнике «Пятиречие» (1931).
Литература