Сикорский Игорь Иванович
Сико́рский И́горь Ива́нович (англ. Igor Sikorsky) [25.5(6.6).1889, Киев – 26.10.1972, Истон, штат Коннектикут, США], российский и американский авиаконструктор и промышленник, учёный, изобретатель, философ, один из пионеров авиации в России. Сын Ивана Алексеевича Сикорского. В 1903–1906 гг. учился в Санкт-Петербургском морском кадетском корпусе (ныне Санкт-Петербургский военно-морской институт). Кроме того, учился в технической школе Дювиньо де Ланно во Франции (1906–1907), Киевском политехническом институте (1907–1908), школе при аэродроме под Парижем (1909). В 1908–1911 гг. построил 2 вертолёта (не летавших), в 1910 г. – свой первый самолёт С-1, силовая установка которого не обладала необходимой для взлёта мощностью, в 1910–1911 гг. – самолёты С-2, С-3, С-4, С-5, на которых совершил 16 полётов. В 1911 г. получил диплом лётчика и тогда же установил 4 всероссийских воздушных рекорда (достиг высоты 500 м, дальности полёта 85 км, продолжительности полёта 52 мин, скорости 125 км/ч). В 1912 г. Сикорский на биплане С-6 совершил полёт с 5 пассажирами, 27 марта 1914 г. на С-6 установил мировые рекорды скорости (с двумя пассажирами на борту – 111 км/ч, с пятью – 106 км/ч). В 1912–1913 гг. построил самолёты «Гранд», вскоре названный «Русский витязь» (первый в мире четырёхмоторный самолёт-биплан для стратегической разведки), и «Илья Муромец» (4-х моторный биплан гигантского размера поднимал в воздух 17 пассажиров, обеспечивал высокий по тем временам уровень комфорта, включая свет, тепло, туалет и даже смотровую площадку; использовался также для дальней разведки и бомбардировки), положившие начало созданию самолётов с несколькими двигателями. С апреля 1912 г. Сикорский – главный конструктор авиационного отдела АО Русско-Балтийского завода. В 1912–1914 гг. конструкторское бюро завода создало около 20 опытных самолётов. В сентябре 1912 г. на авиа соревнованиях в Санкт-Петербурге Сикорский присуждён первый приз за самолёт С-6Б. В 1915 г. Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения С-16 для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны аэродромов от самолётов противника.
В 1918 г. Сикорский уехал за границу, работал конструктором во Франции, затем с 1919 г. – в США. В 1923 г. организовал авиационную компанию Sikorsky Aero Engineering Corporation, где занял должность президента. До 1939 г. создал около 15 типов самолётов.
В середине 1930-х гг. Сикорский занялся вертолётостроением. В 1939 г. компания Сикорского слилась с фирмой Vought, в результате чего была образована новая авиакомпания – Vought-Sikorsky Aircraft. С 1939 г. занимался созданием вертолётов одновинтовой схемы, получивших широкое распространение, в том числе S-51, S-55, S-58, S-61, S-64, S-65. В 1943 г. Сикорский создал собственную компанию Sikorsky Aircraft, на протяжении долгих лет лидировавшую в американском вертолётостроении. Сикорский первым начал строить вертолёты с газотурбинными двигателями, вертолёты-амфибии с убирающимся шасси и «летающие краны» (вертолёт-кран S-60, для перевозки грузов на внешней подвеске, впервые поднялся в воздух 25 марта 1959). На вертолётах Сикорского впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе). Машины Сикорского применялись как для военных, так и для гражданских целей. В 1957 г. Сикорский вышел в отставку, оставшись почётным консультантом своей фирмы.
В эмиграции возглавлял Толстовское и Пушкинское общества, занимался философией и богословием, а также принимал участие в деятельности монархического движения.
Лауреат премии имени Э. Сперри (1964), премии национальной обороны США (1971). Удостоен мемориального приза братьев Райт (1967). Награждён медалью имени Д. Гуггенхайма (1951), медалью ASME (American Society of Mechanical Engineers, Американское общество инженеров-механиков; 1963) – высшей научной наградой этого общества, почётной медалью Дж. Фрица за научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук (1967) и др.
В честь Сикорского назван астероид (10090), открытый 13 октября 1990 г. в Крымской астрофизической обсерватории. В память о Сикорском учреждён международный приз его имени (1980), который вручается за создание лучших вертолётов мира.