Корабельный летательный аппарат
Корабе́льный лета́тельный аппара́т (палубный ЛА), корабельные самолёты (КС) и вертолёты (КВ), совершающие взлёт и посадку на авианесущий корабль. Корабельные летательные аппараты выполняют в основном военные задачи: истребительные, штурмовые, разведовательные, противолодочные (поиск и уничтожение подводных лодок), а также военно-транспортные (высадка десантов, перевозка военной техники и грузов) и др. Отличительные особенности корабельных летательных аппаратов (ЛА) (по сравнению с ЛА сухопутного базирования): усиленная носовая стойка шасси, уменьшенные габаритные размеры (короткий фюзеляж, низкий киль), складывающиеся консоли крыльев самолётов и лопастей несущих винтов и хвостовых балок вертолётов, улучшенный обзор из кабины ЛА и др. Все корабельные летательные аппараты оборудуются устройствами крепления к палубам авианосца, которые обеспечивают их неподвижность в нерабочем состоянии. КС осуществляют взлёт с авианосца при помощи разгонного устройства (катапульты), трамплина и вертикально или с коротким разбегом; посадка осуществляется в основном с использованием аэрофинишёра, а также вертикально и с коротким пробегом.
КС катапультного взлёта имеют приспособление для сцепки с катапультой, обеспечивающей при взлёте разгон самолёта до требуемой скорости.
КС трамплинного взлёта совершают разбег на палубе авианосца и взлёт за счёт высокой тяговооружённости (отношение тяги двигателей к взлётной массе самолёта близкое или больше 1) и увеличения несущих свойств крыла. Трамплинный взлёт КС ограничен размерами палубы корабля (около 200 м). На авианосцах используются также самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП). Для трамплинного взлёта (на 2008) приспособлены три английских авианосца (для взлёта СВВП) и тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (носовая часть палубы для взлёта КС выполнена в виде трамплина с углом наклона 14°), с трамплина которого взлетают самолёты с обычными силовыми установками, например Су-33. Технические характеристики КС в основном одинаковы, однако тактический радиус действия (км) различается: Россия – Су-33 (1140); США – F-35C (1110), F-14D Super Tomcat (680), F/A-18E Super Hornet (760); Франция – Rafale M (1050) и др.
КС аэрофинишёрной посадки оборудованы убирающимся в полёте тормозным крюком (гаком), который во время посадки цепляется за один из 4 тросов тормозной машины (расположена на палубе) и гасит посадочную скорость самолёта на достаточно коротком отрезке (около 95 м) до полной остановки.
В зависимости от назначения используются различные КВ: в России – Ка-27 (противолодочный), Ка-29 (транспортно-боевой), Ка-31 (радиолокационного дозора) и др.; в США – MH-60R Seahawk (Sikorsky Aircraft Corporation) для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями и наземными целями и др.; во Франции – AS 565 Panther (поисково-спасательный) и др.
Первый успешный взлёт колёсного самолёта с палубы корабля выполнен 14 ноября 1910 г. американским лётчиком Ю. Эли с крейсера «Бирмингем»; он же 18 января 1911 г. осуществил первую успешную посадку самолёта на палубу крейсера «Пенсильвания». В эти же годы создавались и гидросамолёты, приспособленные к взлёту с палубы с помощью катапульты и к посадке на воду вблизи корабля с последующим подъёмом на палубу корабля. В КБ Г. М. Бериева были созданы корабельные катапультные гидросамолёты-разведчики Бе-2 (1937) и Бе-4 (1940). С увеличением скорости и других лётных характеристик колёсные самолёты оказались более эффективны и приспособлены для взлёта и посадки на палубу авианосцев. В СССР первые взлёт и посадку на дооборудованный противолодочный крейсер «Москва» совершил в ноябре 1972 г. лётчик-испытатель М. С. Дексбах на СВВП Як-38 (Як-36МП – морской палубный). Впервые взлёт с палубы (с трамплина) ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и приземление с помощью аэрофинишёра совершил лётчик-испытатель В. Г. Пугачёв на Су-27К.