#ПостколониализмПостколониализмИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегПостколониализмПостколониализмНайденo 12 статейСоциологиСоциологи Коннелл РейвинКо́ннелл Ре́йвин (род. 1944), австралийский социолог, почётный профессор Сиднейского университета. Автор термина «южная теория», исследователь в области сексуальности, гендерной социологии и маскулинности. Известна своими работами на темы глобального производства знания в разных частях планеты, локальных его форм и индигенизации (коренизации) социологии в целом.Государственные деятели Фоккар ЖакФокка́р Жак (1913–1997), государственный деятель Франции, дипломат, один из создателей современных французских спецслужб. В период Второй мировой войны участвовал с 1942 г. в Движении Сопротивления. В 1958 г. назначен Ш. де Голлем своим техническим советником по африканским делам, сумел преобразовать Французскую колониальную империю, существовавшую в 1946–1958 гг. как Французский союз, во Французское сообщество франкоязычных африканских стран. В 1959 г. назначен генеральным секретарём по делам Сообщества, в 1960 г. – генеральным секретарём Елисейского дворца по африканским и мальгашским делам (в этой должности до 1974, с перерывом в 1969). Разработчик и проводник проекта Франсафрика. Выступал за сохранение французского влияния в Африке, в том числе путём военного присутствия и жёсткого контроля за внутриполитической ситуацией в странах-партнёрах.Термины Общество балансаО́бщество бала́нса, концепция Г. Бейтсона, описывающая общества и системы, в которых доминирует не конкуренция, а стремление к достижению баланса, стабильного состояния, устойчивого мира. Впервые сформулирована в его статье «Бали: система ценностей стабильного состояния» (1949), а также используется в ряде других работ.Термины Расовое профилированиеРа́совое профили́рование, использование правоохранительными органами без объективных и разумных обоснований таких признаков, как раса, цвет кожи, язык, религия, гражданство или национальное или этническое происхождение при контроле, слежении или проведении расследований. Исследование расового профилирования началось в 1990-е гг. в США с серии включённых наблюдений под руководством Дж. Ламберта. Впоследствии данная тематика приобрела популярность, и ныне расовое профилирование изучается во многих странах мира.Историко-политические концепции Стандарты цивилизацииСтандарты цивилизации. Термин, применяемый в Английской школе международных отношений для характеристики способов и механизмов присоединения государств Азии и Африки к европейскому международному обществу в 19 – начале 20 вв. Понятие «стандарты цивилизации» включало отдельные либеральные ценности европейской цивилизации, которые обеспечивали юридическое закрепление власти над другими странами и содержали гарантии в ходе осуществления колониальной политики. К числу этих норм принадлежали право на жизнь, неприменение пыток и гарантии прав собственности иностранных подданных, свобода их передвижения в стране пребывания, обязанность установления консульских и дипломатических отношений с европейскими державами, необходимость соблюдения норм европейского международного права. Своё фактическое выражение стандарты нашли в требованиях экстерриториальности и консульской юрисдикции. Стандарты представляли определённый способ закрепления отношений власти в системе государств. Несоблюдение стандартов могло спровоцировать силовое вмешательство. Их появление свидетельствовало о неравенстве субъектов в международном праве. Благодаря работе «Стандарты "цивилизации" в международном сообществе» («The Standard of "Civilizations" in International Society») исследователя и дипломата Г. Гонга, представителя Английской школы международных отношений, анализ стандартов цивилизации стал составной частью исследований нормативной повестки школы, включив в концепцию международного общества проблематику колониализма. Они фактически настаивали на правомерном отрицании международной правосубъектности в отношении «нецивилизованных» стран. Однако формулирование подобных стандартов означало также движение от европейской международной системы к подлинно международному обществу.Социологи Фанон ФранцФано́н Франц (1925–1961), классик постколониальных исследований, социальный философ, революционер. Ученик Э. Сезера – автора термина «негритюд». Сторонник панафриканизма, испытал влияние марксизма и психоанализа. Принципиальный противник политики колониализма, один из вдохновителей идей «новых левых» и сторонник революционной борьбы за деколонизацию. Фанон оказал значительное влияние на развитие освободительных движений по всему миру. Опираясь на принципы психоанализа, он продемонстрировал в своих работах тяжесть угнетённого положения темнокожего населения. Автор классических книг по критике расизма и политики колониализма «Чёрная кожа, белые маски» и «Проклятьем заклеймённые».Термины Колониальная эпидермизацияКолониа́льная эпидермиза́ция, акцентирование внимания на цвете кожи человека в колониальных обществах. Понятие введено Ф. Фаноном в книге «Чёрная кожа, белые маски» и впоследствии стало одним из ключевых для постколониальных исследований.Термины Национализирующееся государствоНационализи́рующееся госуда́рство, термин, введённый в середине 1990-х гг. американским социологом Р. Брубейкером для описания специфики государств, образовавшихся в Восточной Европе после окончания Первой мировой войны, а также после распада Югославии и СССР. Их отличие от «национальных государств» Западной Европы заключается не столько в этническом разнообразии находящегося под их юрисдикцией населения, сколько в установке правящих элит на приведение государства в соответствие с идеалом, лежащим в основе идеологии национализма.Социологи Гирц КлиффордГирц Кли́ффорд (1926–2006), американский антрополог, социальный теоретик. Один из основателей интерпретативной антропологии. Исследовал религию, экономическое развитие, политику, семейную жизнь и локальные экономические и культурные институты в Марокко и Индонезии.Направления, стили, жанры в литературе НегритюдНегритю́д, идейное течение, зародившееся в 1930-е гг. в среде обучавшихся во Франции антильских и африканских студентов. В его основе – провозглашение исключительности и самобытности негро-африканской культуры, связанное со стремлением к деколонизации. 12