«Alien: Isolation»
«Alien: Isolation», видеоигра в жанре сурвайвал-хоррора. Разработана студией Creative Assembly и издана компанией SEGA в 2014 г. Выпускалась на платформах PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One, Nintendo Switch, ПК (персональные компьютеры) и мобильных устройствах. Сюжет проекта наследует фильмам «Чужой» («Alien», 1979, режиссёр Р. Скотт) и «Чужие» («Aliens», 1986, режиссёр Дж. Кэмерон). Главной героиней игры становится Аманда Рипли, дочь главной героини указанных картин Эллен Рипли (актриса С. Уивер).
История создания
В 2013 г. «Alien: Isolation» должна была демонстрироваться на выставке E3 с первоначальным заголовком «Alien: Year Zero». Показ отменился из-за негативной критики предыдущего проекта компании-издателя – «Aliens: Colonial Marines» (2013). В ответ на критику SEGA поручила команде разработчиков переписать сценарий будущей игры. В связи с преобразованиями название проекта было изменено на «Alien: Isolation». В октябре 2013 г. компания 20th Century Fox подала заявку на создание товарного знака «Alien: Isolation». В 2014 г. одноимённая игра была официально анонсирована и зарегистрирована на сервисе Xbox Marketplace.
При работе над визуальной частью «Alien: Isolation» использовался движок Cathode. Во время разработки сотрудники тщательно исследовали декорации и реквизит фильма «Чужой» 1979 г. Компания 20th Century Fox предоставила команде чертежи, фотографии, заметки, раскадровки и другие материалы (18 things we learned about Alien. 2014). В игровом окружении можно заметить приёмники, электронно-лучевые мониторы и катушечные магнитофоны, отсылающие к научно-фантастическим фильмам 1970-х гг. (McCaffrey. 2014). Все предметы и локации выполнены в 3D-графике, пользователи наблюдают за происходящим через камеру с видом от первого лица.
Ведущим звукорежиссёром «Alien: Isolation» стал М. Ангус. Звуковым оформлением и техническим дизайном звука занимались Б. Баллок, Г. Пейн, Дж. Маги, С. Купер и Дж. Мелхем. Музыка игры в основном состоит из оркестровых композиций.
Сюжет
Действие «Alien: Isolation» разворачивается в альтернативном будущем. Главная героиня Аманда Рипли через пятнадцать лет после исчезновения матери отправляется в космическую экспедицию. Это стало возможным после того, как Сэмюэлс, представитель корпорации «Вейланд-Ютани», сообщает героине о том, что был найден бортовой самописец с пропавшего корабля её матери «Ностромо». Чёрный ящик находится на борту станции «Севастополь», куда Сэмюэлс предлагает отправиться Аманде вместе с его командой. Аманда соглашается и летит к кораблю на борту грузового судна. Прибыв на «Севастополь», капитан Верлен обнаруживает, что станция повреждена. Когда она пытается выйти на контакт с её обитателями, голосовое сообщение оказывается неразборчивым из-за плохого качества связи. Не получив информации о происходящем на станции и не имея возможности состыковаться, Рипли, Сэмюэлс и ещё один член команды, Тейлор, пытаются выйти в открытый космос, чтобы попасть на корабль. Происходит взрыв, после которого они оказываются разлучены. Рипли оказывается на станции в одиночестве.
На «Севастополе» Аманда обнаруживает, что не может связаться с остальной частью команды. Сама станция кажется заброшенной, но выясняется, что её выжившие обитатели объединились в небольшие банды мародёров. Они скрываются в разных отсеках корабля, воюют друг против друга и враждебно реагируют на всех чужаков. Исследуя станцию, Рипли встречает человека по имени Аксель, которого убеждает помочь ей в обмен на возможность выбраться. Мужчина рассказывает, что настороженность и враждебность людей, проживающих на «Севастополе», вызвана появлением монстра (в мифологии «Чужого» называемого ксеноморф). Именно он ходит по кораблю и убивает всё живое. Рипли не доверяет Акселю, но его опасения подтверждаются: монстр внезапно нападает на мужчину и утаскивает его тело в ближайшую вентиляционную шахту.
Аманде удаётся сбежать, а позже – найти бортовой самописец «Ностромо». Однако содержащиеся в нём данные повреждены. Рипли отправляется в центр связи «Севастополя», надеясь связаться с Сэмюэлсом. Ей преграждают дорогу работающие на станции андроиды. Они, как и ксеноморф, настроены против жителей станции. Рипли всё же удаётся выйти на связь с Сэмюэлсом. Через некоторое время она воссоединяется с товарищами по команде. Отныне главной задачей выживших становится подготовить ловушки для монстра и сбежать со станции.
Игровой процесс
Геймплей «Alien: Isolation» состоит из изучения локаций, выполнения заданий, поиска и создания предметов, а также избегания встреч с врагами-преследователями. Перед началом прохождения пользователи могут выбрать режим сложности, который влияет на скорость реакции противников и трудность выживания. Ключевой враг, ксеноморф, появляется как в заранее определённых местах, так и в случайных зонах. Это заставляет пользователей продвигаться по локациям с особой осторожностью, так как встреча с ксеноморфом закончится мгновенной смертью персонажа. Ксеноморф реагирует на шум, например, звуки от бега, падения предметов и др. Чтобы избежать встречи с монстром, игрок может прятаться в вентиляции или шкафах (Marchiafava. 2014). При этом ксеноморф обучается на действиях пользователя в течение игры. К примеру, если главная героиня часто скрывается в вентиляционных отверстиях, то монстр будет чаще появляться около них. Помимо ксеноморфа представлены другие типы врагов: прочие выжившие, агенты службы безопасности и андроиды. С ними игроки могут либо вступить в бой, либо избегать их, как и ксеноморфа. Существует функция, позволяющая натравить монстра на других людей, но на андроидов он не обратит внимания. Для отвлечения внимания врагов игрокам доступно создание специальных устройств. В процессе прохождения пользователи находят не только предметы инвентаря, но и архивные журналы, аудиозаписи и коллекционные карточки членов экипажа.
После ознакомления с основным сюжетом игрокам открывается доступ к дополнительному режиму «Survivor» («Выживший»). В нём пользователям необходимо в кратчайшие сроки сбежать от ксеноморфа, выполняя дополнительные задачи. За произведённые действия и затраченное время игрокам начисляются очки. Их сумма служит для определения места игроков в онлайн-таблице лидеров. Таким образом пользователи соревнуются с целью показать лучший результат.
Критика и влияние
Игра получила высокие оценки критиков и игроков. Проект номинировался на ряд престижных видеоигровых премий и победил в номинации за лучший звук премий BAFTA и Game Developers Choice Awards.
В 2014 г. был выпущен дополнительный контент для «Alien: Isolation». Он представлен двумя бонусными уровнями под названием «Crew Expendable» («Расходный состав экипажа») и «Last Survivor» («Последний выживший»). В них раскрывались сюжетные арки персонажей, встречаемых в ходе основного прохождения.
В 2019 г. «Alien: Isolation» получила одноимённую новеллизацию. Произведение было написано Кит Р. А. ДеКандидо и опубликовано издательством Titan Books. Роман является адаптацией игры, а также содержит предысторию семьи Рипли. Произведение выпускалось как в формате печатного издания, так и в виде аудиокниги, публиковавшейся компанией Blackstone Audio. Другой адаптацией игры стал комикс «Alien: Isolation» от издательства Dark Horse Comics, выпущенный в 2014 г. Комикс представляет собой приквел к проекту, в котором освещаются события, разворачивавшиеся на борту станции «Севастополь» после прибытия Аманды Рипли. В 2019 г. тем же издательством был выпущен сиквел комиксов и игры – «Aliens: Resistance».