Алая-виджняна
Ала́я-виджня́на (санскр. आलयविज्ञान – сознание-хранилище или сознание-сокровищница), в буддизме одно из фундаментальных понятий махаянской школы йогачара, означающее особый вид сознания, в котором с безначальных времён хранятся потенциальные аффекты (клеш), или «семена» (биджа) аффектов. При благоприятных условиях эти «семена» прорастают в реальные аффекты, тем самым помрачая сознание и привязывая его к сансаре. Впервые понятие «алая-виджняна» встречается в «Ланка-аватара-сутре» и «Сандхинирмочана-сутре».
Учение об алая-виджняне было сформулировано в ранней махаяне для объяснения нескольких феноменов:
единства личности до и после глубокой потери сознания (высшие уровни медитации, кома);
связи между кармически значимыми действиями и их последствиями;
опоры представления о Я, свойственного каждому человеку;
сохранения кармы между смертью и новым рождением.
В «Ланка-аватара-сутре» алая-виджняна описывается метафорой океанских вод, на которых из-за воздействия ветра (аффектов, клеш) возникают эмпирические сознания – зрительное, слуховое и т. д.; когда же ветер окончательно стихает (аффекты устранены), воды океана (алая-виджняна) становятся спокойными и могут отразить истинную реальность (татхата). Также алая-виджняна хранит кармически обусловленные диспозиции («ароматы», васана), предрасполагающие живое существо к тому или иному поведению. Просветление понимается как полное устранение из алая-виджняны всех «семян» и «ароматов», после чего сознание становится совершенно спокойным и благодаря этому способным узреть истинную реальность.