Приборная скорость полёта
Прибо́рная ско́рость полёта, скорость летательного аппарата, которую показывает в полёте бортовой прибор-указатель, если принцип его работы основан на измерении разности давлений в динамической и статической камерах приёмника воздушных давлений (ПВД). Реальная система ПВД, в отличие от «идеальной», не индицирует непосредственно значение индикаторной земной скорости вследствие неидеальности приёмника давлений, нахождения его в возмущённом летательным аппаратом воздушном потоке, инерционности воздухопроводов, связывающих ПВД с указателем, и неиндивидуальной градуировки шкалы указателя.
Для определения в индицируемую указателем скорость необходимо ввести поправки:
– аэродинамическую, учитывающую погрешности, вносимые как летательным аппаратом, так и самим ПВД в измерения полного и статического давлений, она определяется в ходе лётно-конструкторских (заводских) испытаний каждого нового летательного аппарата;
– на запаздывание передачи давления по воздухопроводу из статической (а иногда и динамической) камеры ПВД в корпус прибора-указателя;
– инструментальную, учитывающую то, что градуировка шкал указателей скорости при массовом их производстве осуществляется по осреднённым для всей партии характеристикам манометрических и анероидных коробок.
Расчёт индикаторной земной скорости , индикаторной скорости и воздушной скорости осуществляется по формулам:
; ; ,
где – скорость летательного аппарата, регистрируемая бортовой системой измерений; – поправка на сжимаемость воздуха; – относительная плотность воздуха на высоте полёта; , , – плотность, атмосферное давление и температура воздуха на высоте полёта; , , – то же на нулевой высоте в стандартных земных условиях.