Шарнирный момент
Шарни́рный моме́нт, момент аэродинамических сил, действующих на орган управления относительно его оси вращения. В аэродинамических исследованиях обычно пользуются коэффициентом шарнирного момента , равным , где q – скоростной напор, S – площадь поверхности органа управления, – его средняя аэродинамическая хорда. Шарнирный момент возникает при отклонении органа управления (характеризуется значением производной коэффициента шарнирного момента по углу отклонения органа управления) и при изменении угла атаки (характеризуется производной коэффициента шарнирного момента по ). Зависимости и от углов и в общем случае нелинейны, поэтому важной характеристикой является максимальное значение шарнирного момента в рассматриваемом диапазоне углов отклонения органа управления и углов атаки. Шарнирный момент зависит от геометрических характеристик органа управления, режимов полёта и др. При переходе через скорость звука шарнирный момент существенно возрастает. Значение шарнирного момента определяет усилие, необходимое для отклонения органа управления; снижение этого усилия достигается компенсацией шарнирного момента.