Рулевой винт
Рулево́й винт, воздушный винт изменяемого шага, применяемый на вертолётах одновинтовой схемы для уравновешивания реактивного момента несущего винта и для обеспечения управляемости в путевом направлении.
Рулевой винт устанавливается на хвостовой балке (ферме) и приводится во вращение хвостовой трансмиссией вертолёта обычно через промежуточный и хвостовой редукторы. Управление шагом рулевого винта осуществляется педалями из кабины пилота. Вместо открытого рулевого винта иногда применяют туннельный винт – фенестрон.
Основные узлы рулевого винта: лопасти, втулка, механизм изменения шага. В зависимости от размеров вертолёта может иметь от 2 до 6 лопастей. Рулевые винты имеют, как правило, большие нагрузки на ометаемую поверхность и относительно большие значения коэффициента заполнения (отношение площади лопастей к ометаемой винтом площади).
Различают рулевые винты:
двухлопастные на общем горизонтальном шарнире (коромысле) с осью качания, не перпендикулярной оси лопастей;
многолопастные с индивидуальным креплением лопастей на втулке посредством горизонтального и осевого шарниров;
многолопастные со втулкой на кардановом подвесе (шарнире);
винты с вертикальными шарнирами (наименее употребляемые из-за проблем обеспечения безопасности от «земного резонанса» и конструктивного усложнения втулки).
Рулевые винты ограничивают угловую скорость разворотов вертолёта в режиме висения и поступательную скорость полёта вбок.