Адемар Шабанский
Адема́р Шаба́нский (франц. Adémar de Chabannes, лат. Ademarus Cabannensis) (около 988, Шабан, область Лимузен, ныне департамент Верхняя Вьенна – 1034, Палестина), французский историк, писатель и композитор.
Биография
Происходил из знатной семьи, близкой к графам Ангулема. Учился в школе при аббатстве Сен-Марсьяль в Лиможе, где два его дяди были монахами. Около 1010 г. принял монашеский постриг и стал пресвитером в бенедиктинском монастыре Сен-Сибар в Ангулеме. После того как Адемару Шабанскому, несмотря на предпринятые усилия, не удалось в 1027 г. занять пост настоятеля Сен-Сибара, он посвятил себя популяризации культа святого Марциала, 1-го епископа Лиможа. Стремясь доказать, что этот святой, живший в 3 в., якобы был современником Христа и входил в число апостолов от 70, Адемар сочинил его поддельное житие, которое выдал за древний текст, написанный одним из последователей святого, а также литургию в честь святого Марциала, в которой использовал новаторские для своего времени музыкальные приёмы.
Во время первого исполнения сочинённой Адемаром Шабанским литургии в Лиможе (3 августа 1029) находившийся там проездом итальянец Бенедикт, аббат монастыря Сакра-ди-Сан-Микеле (в Пьемонте), разоблачил фальсификацию. Это заставило Адемара вернуться в Сен-Сибар, где он написал целый ряд проповедей и писем, призванных доказать, что он выиграл диспут с Бенедиктом. Усилия Адемара увенчались определённым успехом: святой Марциал почитался в Аквитании как апостол до конца 19 в., хотя этот его статус не был официально признан Римско-католической церковью.
Вероятно, в 1033 г. Адемар Шабанский отправился в паломничество в Святую землю, где вскоре умер. Отправляясь в путь, он собрал досье из всех своих сочинений («Хроника», а также более 200 проповедей, стихи, басни, музыкальные ноты и рисунки). Многие из этих текстов до сих пор остаются неизданными.
Наследие
Как исторический источник наибольшее значение имеет «Хроника», которая была написана между 1026 и 1029 гг. и дошла в 3 авторских редакциях. Возможно, интерес к истории возник у Адемара Шабанского под влиянием встречи в 1003 г. с монахами Аббоном Флёрийским и Аймоином Флёрийским и развился во время его работы в скриптории аббатства Сен-Сибар, где он имел доступ ко многим древним текстам.
Первая, самая краткая, редакция «Хроники» была составлена около 1026 г., сохранилась в автографе и охватывает период с середины 9 в. до 20-х гг. 11 в. Вторая редакция (написана после 1027) содержит дополнительный материал по истории Меровингов и Каролингов. Она сохранилась в нескольких копиях (в том числе. датируемая около 1100 рукопись из РНБ, Санкт-Петербург). В 1029 г. Адемар Шабанский переработал и расширил своё сочинение, создав заключительную редакцию «Хроники», которая также сохранилась в автографах (фрагментарно) и нескольких копиях.
В 1-й и 2-й книгах «Хроники» Адемар главным образом компилировал сочинения других авторов, но также вносил значительное число поправок и добавлений, иногда серьёзно меняющих первоначальный смысл текста. Например, стремясь показать, что Карл I Великий имел больше влияния в славянских землях, чем на самом деле, Адемар Шабанский добавил в текст, заимствованный из «Анналов королевства франков» за 809 г., сообщение о решающей роли Карла в победе ободритов над вильцами, хотя тот не принимал в их войне участия.
Повествуя о событиях с конца 9 в. по 1029 г., Адемар Шабанский в значительной мере опирался на показания очевидцев, например святого Симеона Трирского (судя по всему, его главного информатора о событиях в Византии и на Ближнем Востоке), а также сам был свидетелем многого из того, что описывал. Это самая ценная часть «Хроники», которая нередко служит нам единственным источником знаний о событиях того времени, сочетает в себе черты одновременно локальной и всемирной хроники. Значительное место в ней занимают сюжеты, связанные с историей Аквитании. Адемар Шабанский, приближённый ко двору Гильома IV Тайлефера, графа Ангулема (998–1028), был хорошо осведомлён о хитросплетениях как церковной, так и светской политики герцогства. В то же время интересы хрониста простирались далеко за пределы Аквитании, в его сочинении немало ярких и подчас уникальных сведений не только о других частях Французского королевства (Нормандии, Анжу, Иль-де-Франсе, Лангедоке), но и далёких для автора странах и регионах: Ирландии, Венгрии, Византии, Палестине, Синайском полуострове. В «Хронике» имеются некоторые сведения о ходе Реконкисты, сообщаются подробности о завоевании Южной Италии норманнами, о миссиях Бруно Кверфуртского в земле печенегов и Адальберта Пражского в Пруссии, о разрушении в 1009 г. Храма Гроба Господня в Иерусалиме по приказу фатимидского халифа аль-Хакима. Адемар Шабанский – единственный французский автор, сообщивший о деятельности латинских миссионеров на Руси и её крещении от греков. Наравне с «Историями» Рауля Глабера, который был его современником, «Хроника» Адемара Шабанского впечатляет географическим охватом, которого нет ни в одном другом сочинении 1-й половины 11 в.