Аббон Флёрийский
Аббо́н Флёри́йский (Аббон из Флёри; лат. Abbo Floriacensis, франц. Abbon de Fleury) (между 940 и 950, близ Орлеана – 13.11.1004, монастырь Ла-Реоль, ныне департамент Жиронда), французский учёный и церковный деятель, аббат монастыря Святого Бенедикта во Флёри (ныне город Сен-Бенуа-сюр-Луар, департамент Луаре), деятель клюнийской реформы, католический святой (день памяти по календарю Римско-католической церкви – 13 ноября).
В детстве был отдан как облат в бенедиктинский монастырь Флёри, позднее учился в школах в Париже и Реймсе, в том числе у знаменитого учёного Герберта Орильякского (впоследствии папа Римский Сильвестр II). Стал признанным знатоком свободных искусств, особенно грамматики, диалектики, арифметики и астрономии. Музыку изучал отдельно в Орлеане. Был знаком с сочинениями Боэция по логике. Слухи о его учёности распространились за пределы Флёри, где он начал преподавать по завершении своей учёбы. В 985 г. бывший монах Флёри Освальд, ставший епископом Вустерским (с 961) и архиепископом Йоркским (с 972) пригласил Аббона Флёрийского возглавить школу в недавно основанном аббатстве Рамси (графство Кембриджшир, Англия) и содействовать монастырской реформе в Англии. Там, по просьбе архиепископа Кентерберийского Дунстана, Аббон Флёрийский написал «Мученичество св. Эдмунда», короля Восточной Англии, убитого в 869 г. норманнами, якобы добивавшимися отречения монарха от христианской веры. Самым известным учеником Аббона в Рамси стал монах Бюрхтферт.
После двух лет пребывания в Англии Аббон Флёрийский вернулся во Флёри и был избран аббатом этого монастыря (988). Был сторонником монашеской реформы, находился в оппозиции к Арнульфу, епископу Орлеанскому, который выступил с критикой в отношении Аббона Флёрийского в сочинении «О хрящах» (лат. «De Cartilagine») В ответ Аббон написал в 994 г. один из своих основных трудов – «Апологетик» (лат. «Liber apologeticus»), адресованный французскому королю Гуго Капету и его сыну Роберту (в 996–1031 король Роберт II Благочестивый). В этом сочинении Аббон Флёрийский отводит важную роль королевской власти, видя в ней противовес власти епископов, отвергавших клюнийскую реформу. Также он изложил свой вариант трёхчастной модели средневекового общества, в котором монахи должны занимать главенствующее положение.
В борьбе Герберта Орильякского и Арнульфа Реймсского за архиепископскую кафедру в Реймсе занял сторону последнего.
Трижды (в 994/995, 996 и 997/998) ездил в Рим, в том числе по поручению Роберта II Благочестивого, с миссией добиться у папы Григория V снятия интердикта за брак короля с собственной кузиной, Бертой Бургундской.
В ведение Аббона Флёрийского были переданы для реформирования некоторые монастыри, в которых он пытался насадить порядки, утверждённые во Флёри. Одним из таких монастырей был Ла-Реоль, расположенный недалеко от Бордо, куда Аббон переселил часть флёрийских монахов. Во время инспекционной поездки в Ла-Реоль, описанной его биографом Аймоином Флёрийским, между спутниками Аббона Флёрийского и местными монахами произошла ссора и драка, формально из-за фуража для лошадей. Пытаясь разнять дерущихся, Аббон Флёрийский получил серьёзные ранения и вскоре умер, отказавшись от лечения, т. к., по-видимому, считал произошедшее в освящённом месте недопустимым, а себя ответственным за случившееся. На этом основании уже в 11 в. почитался как мученик, хотя никогда официально не был канонизирован.
Помимо указанных сочинений, оставил после себя много трудов самого разного жанра, в том числе трактаты по грамматике («Quaestiones grammaticales», около 987), астрономии и церковной хронологии («Computus», 987, «De differentia circuli et sphaerae» и др.), арифметике («Commentarius in calculum Victorii», до 985 г. и др.), логике, сборник по каноническому праву («Collectio canonum», 994–996), ряд поэтических сочинений. Аббон Флёрийский известен как автор сокращённой версии Liber Pontificalis – сборника жизнеописаний епископов и пап Римских от апостола Петра до Григория II, причём наиболее детальных жизнеописаний удостоились те понтифики, которые активно противостояли Константинопольскому патриархату. Для многих трудов Аббона отсутствуют критические издания, часть остаётся вовсе неопубликованной.
Критически относился к распространённым в Европе в 10–11 вв. хилиастическим ожиданиям. Критически относился к разработанному Дионисием Малым летосчислению, выдвинул собственную датировку Рождества Христова, которая отличалась от Дионисиевой на 21 год.