Описательная поэма
Описа́тельная поэ́ма, поэтический жанр, в основе которого – описание природного ландшафта.
Описательная поэма обращена к пейзажу; в ней картины природы, смены времён года и времени суток, сельских досугов и трудов соседствуют с медитацией на тему любви, дружбы, добродетели, взаимоотношений человека и природы, нередко также – с моралью, вытекающей из противопоставления жизни на лоне природы городской суете. Жанровая традиция восходит к дидактической поэме «Георгики» Вергилия. Понятие описательной поэмы впервые использовал С. Джонсон применительно к произведению английского поэта Дж. Денема «Холм Купера» («Cooper's Hill», 1642), в котором изображение красот реки Темза и прибрежной местности сочеталось с размышлениями об исторических событиях, связанных с этим краем.
Классический пример описательной поэмы – «Времена года» («The Seasons», части 1–4, 1726–1730) Дж. Томсона; среди других образцов жанра: «Альпы» («Die Alpen», 1729) А. фон Галлера, «Весна» («Der Frühling», 1749) немецкого поэта Э. Х. фон Клейста, «Времена года» («Les Saisons», 1769) французского поэта и философа Ж. Ф. де Сен-Ламбера, «Сады» («Les jardins», 1782) и «Сельский житель, или Французские георгики» («L’homme des champs, ou les Géorgiques françaises», 1800) Ж. Делиля.
В России, наряду с переводами (в том числе переводом поэмы «Сады» Делиля, выполненным А. Ф. Воейковым), единственный серьёзный опыт описательной поэмы – «Таврида, или Мой летний день в Таврическом Херсонесе» (1798) С. С. Боброва. Традиции природоописательной поэзии оказали влияние на стихотворение «Воспоминания в Царском Селe» (1814) А. C. Пушкина, а также на его замыслы поэм «Кавказ» (ранний вариант «Кавказского пленника») и «Таврида».