К. П. Победоносцев и Ф. М. Достоевский
К. П. Победоносцев и Ф. М. Достоевский. Важной страницей общественной деятельности К. П. Победоносцева стали его взаимоотношения с Ф. М. Достоевским. Будущий обер-прокурор познакомился с писателем в 1871 г. на «литературных средах» известного консервативного публициста князя В. П. Мещерского. Приняв активное участие в издании возглавлявшегося князем Мещерским журнала «Гражданин», Победоносцев сотрудничал с Достоевским, состоявшим в 1873–1874 гг. редактором журнала, – давал консультации по политическим вопросам, опубликовал в журнале около 40 статей. Основой для сближения Победоносцева и Достоевского послужил ряд идей, которые разделяли оба деятеля, – акцент на роли церкви и самодержавия в истории России, вера в монархизм и религиозность «простого народа», критика либерализма, социализма и западноевропейской культуры.
Чутко относившийся ко всему, что касалось сферы духовной жизни, Победоносцев высоко ценил литературную и публицистическую деятельность Достоевского. Консервативный сановник продолжил сотрудничество с писателем и после того, как тот ушёл из «Гражданина». Будущий обер-прокурор внимательно следил за издававшимся Достоевским «Дневником писателя», рекомендовал его цесаревичу Александру Александровичу (будущему императору Александру III), воспитателем которого он ранее состоял. С 1878 г., во многом благодаря усилиям Победоносцева, Достоевский получил возможность встретиться с цесаревичем и великими князьями.
Организуя сближение Достоевского с императорской семьёй, Победоносцев стремился влиять на содержание творчества писателя, в частности давал ему советы и наставления в процессе создания романа «Братья Карамазовы». Следует отметить, что во взглядах знаменитого сановника и писателя, несмотря на очевидную близость, имелись и существенные различия. Победоносцева тревожило присущее Достоевскому желание идти все дальше в выявлении глубинных противоречий человеческой натуры. Призыв к свободе духа и вера в добрые качества человека должны были показаться ему проявлением религиозной сентиментальности. В какой-то степени Победоносцев, видимо, стремился скорректировать не вполне приемлемые для него аспекты творчества писателя. Так, давая оценку «Легенде о Великом инквизиторе», он сожалел, что не нашел здесь прямого опровержения изложенных заблуждений (Гроссман Л. Достоевский-реакционер. — М.: Common place, 2015. С.96).
Одобрив в целом речь Достоевского о Пушкине (июнь 1880), он в то же время без комментариев переслал ему статью К. Н. Леонтьева «О всемирной любви» (1880), где, как известно, содержалась резкая критика высказанных писателем положений. Очевидно, Победоносцев рассчитывал, что со временем взгляды Достоевского примут более «ортодоксальный» и менее «беспокойный» характер. Сотрудничество сановника и писателя продолжалось вплоть до смерти Достоевского в январе 1881 г. Обер-прокурор организовал его похороны в Александро-Невской лавре, выхлопотал пенсию вдове и принял опекунство над его детьми, что стало своеобразной данью памяти своему единомышленнику.