Орхан Кемаль
Орха́н Кема́ль (Orhan Kemal; настоящие имя и фамилия Мехмет Рашит Огютчю, Mehmet Raşit Öğütçü) (15.9.1914, Джейхан – 2.6.1970, София; похоронен в Стамбуле), турецкий писатель.
Систематического образования не получил. В 1931–1932 гг. вместе с семьёй находился в эмиграции в Бейруте. Работал мойщиком посуды, розничным торговцем, типографским рабочим и др. 27 января 1939 г., во время службы в армии, приговорён трибуналом к пяти годам заключения за «коммунистическую пропаганду и подрыв дисциплины». В тюрьме подружился с Назымом Хикметом, с помощью которого начал изучать русский язык и литературу. Вторично был арестован по схожим обвинениям в 1966 г.; провёл в тюрьме около месяца. С 1950 г. жил в Стамбуле; в 1969 г. приезжал в Москву.
Дебютировал как поэт в 1939 г. под псевдонимами Рашит Кемали и Орхан Рашит. С начала 1940-х гг. публиковал рассказы, принёсшие широкое признание: сборники «Борьба за хлеб» («Ekmek kavgası», 1949, рус. пер. 1953), «Братская доля» («Kardeş payı», 1958), «Хлеб прежде всего» («Önce ekmek», 1968).
Большой успех имели повести «Отчий дом» («Baba evi», 1949; автобиографическая) о нелёгкой судьбе турецких эмигрантов, «72-я камера» («72. Koğuş», 1954) – зловещее изображение тюремного быта, а также романы: «Джемиле» («Cemile», 1952), «На урожайных землях» («Bereketli topraklar üzerinde», 1954; 2-я редакция – 1964), дилогия «Инспектор инспекторов» («Müfettişler müfettişi», 1966) и «Мошенник» («Üç kağıtçı», 1969), сатирически представляющая путь афериста от мелкого клерка в депутаты парламента, и др.
В центре большинства произведений – жизнь социальных низов в подчёркнуто будничных обстоятельствах. Орхан Кемаль считается непревзойдённым мастером диалога. Для его прозы характерны предельная индивидуализация речевых характеристик, обилие диалектизмов и арготизмов; в ней последовательно реализован принцип «деавторизации», при котором события описаны через восприятие их персонажами.
Среди других произведений: пьесы, сценарии, лирические зарисовки в прозе, книга воспоминаний о Назыме Хикмете.