Юсуф Наби
Юсу́ф Наби́ (Yusuf Nâbi) (между 1640 и 1642, Урфа, Османская империя, ныне Шанлыурфа, Турция – 1712, Стамбул), турецкий поэт.
Получил образование в Урфе. Начинал карьеру, составляя на заказ прошения, жалобы и обращения. Привлёк внимание уездного начальства и с его рекомендацией в 1665 г. приехал в Стамбул. Юсуфу Наби удалось передать своё приветственное стихотворение высокопоставленному чиновнику финансового ведомства, что обеспечило поэту место секретаря. В 1671 г. участвовал в походе на Польшу. Находился при дворе султана Мехмеда IV (1642–1693, правил в 1648–1687). В 1678 г. совершил хадж и получил повышение по службе. С 1684 г. перешёл в морское ведомство; участвовал в Пелопоннесской экспедиции 1685 г. В 1690-х гг. после смерти покровителя, Мусахипа Мустафа-паши, Юсуф Наби ушёл в отставку и поселился в Алеппо (ныне Сирия). Жил безбедно на доходы от поместья. В 1710 г. Балтаджи Мехмет-паша (1662–1712), губернатор Алеппо, был повторно назначен великим визирем, и Юсуф Наби в качестве его соратника вернулся в Стамбул, где занимал высокие должности: начальника монетного двора, распорядителя выплат военнослужащим и др.
Поэтическое и прозаическое наследие Юсуфа Наби велико и разнообразно. Самыми продуктивными были годы пребывания в Алеппо: здесь написаны или завершены назидательно-дидактическая поэма «Хайрийе» («Hayriyye», 1701), посвящённая сыну поэта Эбюльхайру; поэма «Сур-наме» («Sûrname»), включающая описание праздничных гуляний в Эдирне в 1675 г. по случаю обрезания сыновей султана Мехмеда IV; «История польского похода и завоевания города Каменец-Подольский» («Fetihname-i Kameniçe»), путевые заметки о хадже («Tuhfet ül-Haremeyn») и «Письмовник» («Münşeat»). Возможно, здесь же поэт начал собирать в диваны свою поэзию на турецком и персидском языках.
Главным сочинением Юсуфа Наби считается поэма «Хайрабад» («Hayr-âbâd», 1705). Будучи формальным продолжением поэмы Аттара «Илахи-наме» («Божья книга»), поэма Юсуфа Наби имеет сюжетные переклички с произведениями Низами Гянджеви, Алишера Навои и турецкими сказками. Традиционные герои – шах, поэт, красавец-невольник, прекрасная дева – присутствуют в сюжете, но главный положительный герой – вор Чалак, без помощи которого остальные персонажи не могут разрешить ни одного вопроса (убить дэва, спасти красавицу, остановить войну и заключить мир). Такой герой вызывал недоумение и более чем через полвека: в частности, против творчества Юсуфа Наби резко высказывался Шейх Галиб (1757–1799) – последний из признанных османских классических поэтов.
Современники высоко оценивали глубокую чувственность, богатство образов и безупречность языка стихов поэта. Юсуф Наби – крупнейший османский поэт 2-й половины 17 в. и один из последних, кто писал витиеватым и сложным языком (за исключением поэмы «Хайрийе», стиль которой, с учётом юности адресата, несколько упрощён). В то же время, Юсуф Наби вводил в свои произведения пословицы, поговорки и разговорные обороты, что получило продолжение в эпоху обновления поэзии в 19 в.