Точка зрения
То́чка зре́ния, в нарратологии – позиция, относительно которой в литературном произведении излагаются события.
Изучение точки зрения обычно возводят к работам Г. Джеймса, П. Лаббока, Н. Фридмана, Б. А. Успенского. Для её обозначения в нарратологии существуют разные термины, в частности «перспектива» (Ф. К. Штанцель) и «фокализация» (Ж. Женетт).
Согласно Ф. К. Штанцелю (1923–2023), в случае внешней перспективы нарратор (повествователь) находится за пределами вымышленного мира, в случае внутренней – рассказ ведётся от лица персонажа, включённого в этот мир. Ж. Женетт указал, что в трактовке Штанцеля смешиваются категории модальности (способ передачи информации) и залога (характеристика субъекта повествования). Женетт ввёл термин «фокализация», который относится только к модальным характеристикам нарратива: при нулевой фокализации знание повествователя превосходит знание персонажа; при внутренней – повествователь раскрывает только то, что знает персонаж; при внешней – повествователь сообщает меньше, чем знает персонаж.
Благодаря работам М. Бал (род. 1946) термин «фокализация» получил широкое распространение, но изменил своё первоначальное значение. У Бал фокализация понимается как «отношение между представленными элементами и ви́дением, посредством которого они представлены» (Bal. 2017. P. 133); в нарративе фокализация принадлежит «слою между лингвистическим текстом и фабулой» (Bal. 2017. P. 135). М. Бал также выделила в литературе визуальный нарратив и фокализатора – субъекта, видящего события.
В современной нарратологии существуют и другие подходы к построению типологии точек зрения. Например, М. Флудерник (род. 1957) разделила «точку обзора» мира истории на внутреннюю и внешнюю и исходя из этой оппозиции описала виды перспективы – от позиции всеведущего нарратора до внутренней позиции персонажа. М. Ян расширил градацию точек зрения, соотнеся «фокус восприятия» и «фокус объекта»: отсюда степени фокализации – нулевая (повествователь находится вне мира истории и знает больше, чем любой из персонажей), слабая, охватывающая, прямая (точка зрения повествователя полностью совпадает с точкой зрения одного из персонажей). В. Шмид (род. 1944) исследовал различные планы точки зрения: перцептивный, идеологический, пространственный, временной, языковой.
В расширительном смысле термины «фокализация» и «точка зрения» активно используются в работах о визуальных искусствах, в частности в исследованиях по нарратологии кино (Ж. Омон и др.).