Тоническое стихосложение
Тони́ческое стихосложе́ние (от греч. τόνος – тон, ударение), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т. е. полнозначных слов (изотонизм); количество безударных слогов между ударными произвольно.
Наряду с силлабическим стихосложением является одной из простейших форм стиховой организации речи; преобладает в говорном стихе разных народов.
Поскольку тонический стих труднее отличить от прозы, чем силлабический стих (ряд отрезков текста, единообразно состоящих, например, из четырёх слов, скорее может быть случайным, чем ряд отрезков, состоящих из восьми слогов), он чаще пользуется созвучиями для выделения строк: аллитерацией и рифмой. Нерифмованное тоническое стихосложение строже соблюдает равноударность строк (изотонизм), рифмованное допускает от него отклонения. Если колебание количества безударных слогов между ударными упорядочивается, то возникают формы, промежуточные между тоническим и силлабо-тоническим стихосложением: появляется ощущение метра, ударные слоги воспринимаются как сильные места в стихе, несущие ритмическое ударение (икты), а безударные – как междуиктовые интервалы.
В русском стиховедении различаются следующие ступени этого перехода: а) в правильной силлаботонике междуиктовые интервалы имеют постоянный объём (или один, или два слога); б) в логаэдах они имеют переменный объём, но постоянную последовательность; в) в дольнике – переменный объём (один-два слога) и произвольную последовательность; г) в тактовике – переменный объём (один-три слога) и произвольную последовательность; д) в акцентном стихе – переменный объём без всяких ограничений, т. е. это уже чистая тоника. В зарубежном стиховедении эта дифференциация менее разработана, и виды в), г), д) здесь часто причисляются к тоническому стихосложению.
В европейском стихосложении тоника в виде аллитерационного стиха распространена в германской (скандинавской, английской, немецкой) поэзии, где она переходит в народной поэзии в балладный дольник, а в литературной поэзии – в силлаботонику. В русской поэзии речитативный народный стих является тактовиком (возникшим из древнейшей силлабики), а говорной – акцентным стихом; на основе последнего тоника господствует здесь в досиллабическом стихе 17 в., потом вытесняется силлабикой и силлаботоникой, появляясь лишь в отдельных произведениях («Сказка о попе и его работнике Балде» А. С. Пушкина). В 20 в. получают быстрое распространение дольник, тактовик и акцентный стих, так что ныне тоническое стихосложение и силлаботоника в русском стихе сосуществуют.