Смирнов Борис Фёдорович
Смирно́в Бори́с Фёдорович [4(17).4.1912, Санкт-Петербург – 3.5.1971, Москва], российский фольклорист, композитор.
В 1930–1934 гг. учился на рабфаке при Ленинградской консерватории, в 1934–1939 гг. – в консерватории в классе композиции М. Ф. Гнесина. В 1937–1938 гг. музыкальный редактор Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром.
В 1939 г. состоял композитором при Башкирском театре оперы и балета. С 1940 г. член Союза советских композиторов. В том же году по направлению советского правительства командирован в Монгольскую Народную Республику, в 1940–1946 гг. композитор при Государственном музыкально-драматическом театре в Улан-Баторе. Автор первой монгольской оперы (музыкальной драмы) «Среди трёх печальных гор» (другой перевод «Три печальных холма», 1942; совместно с Б. Дамдинсурэном). Также работал на радио, преподавал в музыкальных школах Монголии.
В 1946–1953 гг. работал в Московской консерватории, куда был направлен Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР: вначале ассистентом в Кабинете по изучению музыкального творчества народов СССР, в 1949 г. переведён на должность заведующего Лабораторией демонстрации и звукозаписи. В 1952–1955 гг. старший музыкальный редактор Центральной студии документальных фильмов (Москва).
Участник фольклорных экспедиций. Записал свыше 700 образцов народной музыки, из них около 600 – песни народов Центральной Азии, записал и опубликовал образцы русского инструментального фольклора. В 1956 г. в г. Торжок Калининской области (ныне Тверская область) записал наигрыши народных скрипачей братьев Колотиловых, летом 1957 г. побывал в глинкинских местах Смоленской области – в Ельнинском, Смоленском, Починковском и Ершичевском районах, где записал от народных скрипачей 129 сольных и ансамблевых песенных и танцевальных наигрышей. В 1961 г. опубликовал нотированный сборник этих и других наигрышей со своими комментариями («Народные скрипичные наигрыши, записанные на родине М. И. Глинки»).
Внёс существенный вклад в изучение русской рожечной традиции, проанализировал и зафиксировал различные формы её бытования на территории Владимирской и Ивановской областей в исследовании «Искусство владимирских рожечников» (1959; 1965).
В состав сборника «Искусство сельских гармонистов» (1962) вошли расшифрованные им наигрыши, записанные Институтом этнографии Академии наук СССР в Калининской области, теоретические результаты их изучения и систематизации. Среди музыковедческих работ также «Музыкальная культура Монголии» (1963) и «Белорусские народные песни» (1963).
Материалы, собранные Смирновым в 1950–1960-х гг. в Ясной Поляне и других сёлах бывшего Крапивенского уезда Тульской губернии, вошли в сборник «Песни Ясной Поляны в записи Б. Ф. Смирнова» (Москва, 1986), составленный С. И. Пушкиной.
Среди музыкальных произведений Смирнова: сочинения для симфонического оркестра, в том числе Увертюра (1939), Сюита (1944); сюиты для оркестра народных инструментов (1934, 1944); для солистов, хора и симфонического оркестра: «Северная кантата» (слова А. Шмульяна, 1939), «К 50-летию Чойбалсана» (1944), «Народы СССР» (1944); сочинения для голоса с фортепиано, в том числе «Зимние песни» для детей на слова советских поэтов (1937); сольные и ансамблевые инструментальные произведения (Струнный квартет, 1932; Вариации для альта и фортепиано, 1934; 2 пьесы для эстрадного квартета, 1954, и др.), цикл пьес для ансамбля народных инструментов (1966); хоры; музыка к спектаклям, в том числе «Чудесная лимба» (1940), «Три шарайгольских хана» (1943); музыкальная драма «Амур-Сана» (1944); оперетта «Пять невест» (1946); музыка к фильмам; обработки народных песен.
Орден «Полярная звезда» Монгольской Народной Республики (1945).