Эффект Барнума – Форера
Эффе́кт Ба́рнума – Фо́рера (англ. Barnum – Forer effect; эффект Барнума, эффект Форера, эффект субъективной проверки, эффект личной валидизации), тенденция человека принимать расплывчатые и обобщённые утверждения как соответствующие своей уникальной личности.
Таким эффектом обладают выражения типа «стремящийся к лучшей жизни», «потенциально способный эффективно действовать», «испытывающий некоторые трудности в отношениях с другими людьми» и т. п. Утверждения данного рода многими людьми принимаются в качестве точного и верного описания их личности, независимо от того, делаются они в устной либо письменной форме. Обычно они аппелируют к потребностям и чувствам, которые есть почти у всех людей, а также к характеристикам, которые люди любят приписывать себе.
Согласно определению А. С. Гайдая, эффект Барнума – это склонность человека узнавать себя в тривиальных (обобщённых, неконкретных) описаниях, в неспецифическом психологическом портрете (Гайдай. 2021. С. 61). По его мнению, эффекту Барнума оказываются подвержены практически все испытуемые.
Профили Барнума (обычно в целом положительные) воспринимаются как точные и релевантные характеристики личности, а использованные психометрические методы и оценочные процедуры как достоверные, вне зависимости от статуса их источника (преподавателя или студента, психолога, графолога или астролога). Описания от психологов и астрологов, составленные на основе тестов личности из научных или популярных журналов, гороскопов или нумерологических карт воспринимаются как одинаково точные, если они представляют собой благоприятные интерпретации. В частности, мнение испытуемых о квалификации психолога возрастало, если описание было приятным. Исследование Д. Диксона и И. Келли показало, что можно повысить приемлемость профиля Барнума, сделав пометку «для Вас».
Такое название эффект получил благодаря П. Милу: «Я предлагаю… использовать фразу "эффект Барнума", чтобы заклеймить те псевдоуспешные клинические процедуры, в которых описания личности на основе тестов составляются так, чтобы благодаря своей тривиальности соответствовать пациенту в значительной степени либо полностью… Мы должны заставить… так же остро осознавать эффект Барнума, как… опасность контрпереноса или стандартной ошибки» (Meehl. 1956. P. 266). Много квалифицированных психологических усилий, по его мнению, тратится впустую на прохождение трудоёмкого теста средней или низкой валидности, чтобы прийти к заключениям о пациенте, которые часто можно было бы сделать с высокой степенью уверенности и без тестирования.
Ф. Барнуму, американскому шоумену, бизнесмену и политику 19 в., приписывают формулу успеха «Всегда иметь что-то для каждого» («Always have a little something for everybody»; Flemming. 2005).
Данный феномен также часто называют эффектом Б. Форера по фамилии учёного, который в своём классическом эксперименте наглядно продемонстрировал ошибочность личной валидизации: тенденцию чрезмерно впечатляться расплывчатыми утверждениями и наделять диагноста неоправданно высокой степенью проницательности.
Личностный портрет, предложенный Форером студентам для ознакомления и оценивания, включал 13 следующих утверждений, взятых в основном из книги по астрологии из газетного киоска:
Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили Вас и восхищались Вами.
Вы склонны быть критичным к себе.
У Вас есть много нереализованных возможностей, которые Вы не использовали себе во благо.
Хотя у Вас есть некоторые личные слабости, Вы в целом способны их компенсировать.
Из-за регуляции своей сексуальности у Вас возникли проблемы.
Внешне дисциплинированный и контролирующий себя, внутри Вы склонны беспокоиться и чувствовать неуверенность.
Временами у Вас возникают серьёзные сомнения в том, приняли ли Вы правильное решение или поступили правильно.
Вы предпочитаете некоторые изменения и разнообразие, скованность запретами и ограничения вызывает у Вас недовольство.
Вы гордитесь тем, что мыслите независимо и не принимаете чужие утверждения без достаточных доказательств.
Вы поняли, что неразумно быть слишком откровенным с другими людьми.
Иногда Вы экстравертны, приветливы, общительны, иногда же – интровертны, настороженны, сдержанны.
Некоторые из Ваших устремлений довольно нереалистичны.
Безопасность – одна из Ваших главных жизненных целей.
По шкале от нуля (плохо) до пяти (идеально) студенты должны были оценить степень, в которой данное описание личности раскрывает основные характеристики их личности. Средняя оценка студентами точности предложенного тривиального описания составила 4,26 балла из 5 возможных. Валидизация тестового инструмента или личностного портрета посредством личного подтверждения является, по мнению Форера, ошибочной процедурой, поскольку предполагает объективность самооценки и оценки других людей.
Этот опыт повторялся много раз, причём бо́льшая часть исследований данного эффекта была проведена в США в 60–70-е гг. 20 в.
Эффект Барнума также относят к проявлениям иллюзорной валидности – искажённому представлению о соответствии заключения по результатам тестирования личностным характеристикам обследуемого вследствие использования предельно общих, применимых практически ко всем обследуемым формулировок.
В профилях Барнума анализ личности создаёт иллюзию персонализированного портрета, который на самом деле основан на нечётком описании черт и двусмысленностях. Человеческий разум дополняет описание, проецируя свои собственные смыслы и сохраняя то, что подтверждает ожидания. Кроме того, человек непрерывно ищет информацию о себе, уточняя Я-концепцию, поэтому, как только внешняя информация позволяет удовлетворить эту потребность, он склонен её принимать, особенно если верит в методы и инструменты, с помощью которых она получена.
А. С. Гайдаем предложена модель детерминант эффекта Барнума, обобщающая основные достижения исследований в данной области. Ведущим фактором является релевантность описания: если испытуемый не считает описание своим, то эффект Барнума значительно ослабевает. Также существенную роль играет степень универсальности тривиального описания (только 7 из 13 утверждений из исследования Форера были признаны универсальными). Приятные описания принимаются лучше неприятных, а проективные методики приводят к чуть более высоким оценкам составленных на их основе описаний. Большую проницательность в работе с тривиальными описаниями обнаружили испытуемые с психологическим образованием и опытом, т. е. в данном случае значение имеет опыт взаимодействия с психодиагностическим инструментарием. Влияние личных качеств испытуемых (потребность в одобрении, низкая самооценка, внешний локус контроля, авторитарность, тревожность, незащищённость, доверчивость) весьма ограничено, они не вызывают эффект, а лишь влияют на силу его проявления. Пол и интеллектуальная зрелость испытуемого не оказывают значимого влияния на проявления эффекта Барнума. Наличие же черт, повышающих эффект отнесения к себе (магическое мышление, невнимательность), даёт значительное усиление эффекта Барнума.
Эффект Барнума присущ, отмечает К. Р. Червинская, интерпретационным компьютерным алгоритмам некоторых известных тестов, которые генерируют пользователю заключения, состоящие из общих, стереотипных утверждений, без труда принимаемых большинством людей как истинные. Обобщённые утверждения, выдаваемые компьютером, содержат некоторую долю истины обо всех людях, однако не решают задачи их дифференциации.
Эффект Барнума может использоваться профессиональными психологами для формулирования заключения по результатам заочного тестирования. С точки зрения профессиональной психодиагностической этики построенные в соответствии с эффектом Барнума заключения можно, по мнению Червинской, классифицировать как «безобидные» (Червинская. 2003. С. 128). Технология тестирования в сети Интернет позволяет очень быстро осуществить работу по сбору протоколов для получения нормативов, а для поощрения пользователей, вносящих свой вклад в дело конструирования психодиагностических методик, в качестве обратной связи предлагается соответствующий профиль Барнума. Учитывая активное развитие нейросетей, распространённость данного эффекта будет только возрастать.
Опасность же эффекта Барнума заключается в том, что существует риск псевдодиагностики и признания любого метода оценки личности релевантным, высокая вероятность злоупотреблений и эффект самообмана при оценке результатов тестирования, принятие неопределённых, даже ложных утверждений о себе, если они достаточно лестны.