Феномен Баадера – Майнхоф
Фено́мен Ба́адера – Ма́йнхоф (англ. Baader-Meinhof phenomenon; эффект Баадера – Майнхоф; иллюзия частотности, англ. frequency illusion; иллюзия недавности, англ. recency illusion; observation selection bias), когнитивное искажение, при котором человеку, узнавшему новую информацию, затем кажется, что эта информация стала появляться повсюду и необычайно часто.
Изначально термин появился в массовой культуре; название феномена отсылает к существовавшей в 1970-х гг. немецкой леворадикальной группировке Фракция Красной Армии (признанной террористической), одними из лидеров которой были А. Баадер и У. Майнхоф. Предполагается, что в 1994 г. его придумал онлайн-пользователь форума St. Paul Pioneer Press после того, как дважды за 24 часа случайным образом встретил название этой группировки. После чего термин растиражировали пользователи форума и он стал элементом массовой культуры. Об этом впоследствии опубликовала заметку ежедневная газета г. Сент-Пол, штат Миннесота, которой принадлежал данный форум.
Приглашенный профессор лингвистики Стэнфордского университета и заслуженный профессор Университета штата Огайо Арнолд Цвики в 2006 г. ввёл термин «иллюзия частотности» для описания аналогичного феномена. Также он предложил механизм появления феномена Баадера – Майнхоф. По мнению Цвики, это когнитивное искажение возникает в ходе работы двух когнитивных процессов: избирательного внимания, а также ещё одного когнитивного искажения – склонности к подтверждению своей точки зрения. Избирательное внимание, позволяющее людям выделять более заметное и игнорировать менее бросающиеся в глаза вещи, является причиной забывания «новой» информации, а склонность к подтверждению своей точки зрения усиливает убеждённость в повсеместности «новой» информации и в отсутствии её упоминаний в прошлом.